Наименование: | Понятие. |
Определение: | Понятие — это выражение языка, которое фиксирует в мышлении отражение эмпирического или абстрактного объекта посредством выделения его существенных свойств или отличительных признаков. |
Раздел: | Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Наука Философия |
Субдискурс: | Логика Семиотика |
Связанные концепты: | Язык Концепт Имя Термин Смысл Значение Понимание |
Текст статьи: © В. И. Маркин. В. И. Курбатов. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Понятие — это выражение языка (см. Язык), которое фиксирует в мышлении (см. Мышление) отражение эмпирического или абстрактного объекта посредством выделения его существенных свойств или отличительных признаков. Указывая на некоторый объект, понятие фиксирует не только способ бытия Понятия возникают, функционируют и развиваются в процессе деятельности человека (см. Деятельность), поэтому в них соприсутствуют предметные, коммуникационные и рефлексивные аспекты. В этом смысле понятия выполняют две основные функции: коммуникационную и познавательную. Понятие имеет тем большую познавательную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым в нём обобщается предмет (или предметы). По мере того как из признаков, составляющих основное содержание понятия, выводятся другие общие признаки обобщённых в понятии предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), понятия трансформируются в системы знаний. С этой точки зрения, развитие знаний выражается в развитии понятий, в переходах от одних понятий [о тех или иных предметах] к другим, фиксирующим более глубокую сущность данных предметов и, таким образом, представляющим более адекватное их отражение. Понятия фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Благодаря тому, что понятия связывают слова с теми или иными предметами, становится возможным определение точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов из некоторой предметной области посредством указания на их общий отличительный признак и кодирование этих предметов в понятиях является необходимым условием познания действительности. Понятие, наряду с суждением (см. Суждение) и теорией (см. Теория), — одна из основных форм отражения мира на уровне рационального, логического познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке они выражаются в виде существительных или составных имён (см. Имя), то есть описательных терминов вида «объект из универсума (рода) U, обладающий признаком Α» (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую — видовым отличием), Каждое понятие имеет две основные логические характеристики — экстенсиональную (объём) и интенсиональную (содержание). Объём понятия αΑ(α) — это класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии (обозначается как WαΑ(α) или {α: Α(α)}). Отдельные объекты из данного класса называются элементами объёма понятия. Содержание понятия αΑ(α) — это признак Α(α), с помощью которого производится выделение и обобщение объектов. В современной теории понятия различают фактические и логические его содержание и объём:
Объёмы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из наиболее важных проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объёмами: если одно понятие шире другого по объёму, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объёму, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом). Отношение «быть уже (шире) по объёму» между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие αΑ(α) уже понятия αB(α) (a αB(α) шире αΑ(α)) по объёму, если и только если WαΑ(α) ⊂ WαB(α), то есть каждый элемент объёма αΑ(α) является элементом объёма αB(α), но некоторые элементы объёма αB(α) не содержатся в объёме αΑ(α). Понятие αΑ(α) богаче понятия αB(α) (a αB(α) беднее αΑ(α)) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект из универсума этих понятий обладает признаком Α можно с использованием знаний Г о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает признаком B, но из информации о наличии признака B у объекта нельзя извлечь информацию о наличии у него признака Α. В современной теории понятия отношение «быть богаче/беднее по содержанию» уточняется с использованием отношения логического следования: αΑ(α) богаче по содержанию αB(α), если и только если Г, Α(α) ⊧ B(α) и Г, B(α) | ≠ Α(α) (из Г и высказывательной формы Α(α) логически следует B(α), но из Г и B(α) не следует Α(α)), где Г — множество истинных высказываний, воспроизводящих взаимосвязи между объектами универсума. В науке (см. Наука) роль множества Г, как правило, играет некоторая научная теория. Уточнённая формулировка закона обратного отношения выглядит так: WαΑ(α) ⊂ WαB(α), если и только если Г, Α(α) ⊧ B(α) и Г, B(α) | ≠ Α(α). В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объёмов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WαΑ(α) и WαB(α) представляют собой фактические объёмы понятия, а Α(α) и B(α) — записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов. Закон обратного отношения действует и для логических объёмов и содержаний: WαΑ(α) ⊂ WαB(α), если и только если Α(α) ⊧ B(α) и B(α) | ≠ Α(α). В данном случае множество Г пусто, Α(α) и B(α) представляют собой логические формы языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WαΑ(α) и WαB(α) — их логические объёмы, то есть подмножества универсума абстрактно возможных объектов, выделяемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы. Понятия, используемые в науке В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые понятия (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, например «разумное существо») и сложные понятия (их содержание фиксирует связь между свойствами, например «существо, способное летать и плавать»), на безотносительные понятия (объект характеризуется сам по себе, например «древний город») и относительные понятия (объект характеризуется через отношение к другим объектам, например «город, расположенный южнее Москвы»). В общем случае выделение безотносительных и относительных понятий основано на том, имеется ли в содержании понятия признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому. Если такой признак есть, понятие считается относительным, если нет — безотносительным. По количеству элементов объёма различают пустые понятия (не содержащие элементов объёма) и непустые понятия (объём которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: На основании отношения объёмов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные понятия и неуниверсальные понятия (объёмы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объёмы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (например, «металл, проводящий тепло»), содержания вторых — логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (например, «человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь»). По структуре элементов объёма различают несобирательные понятия, элементами объёмов которых являются отдельно взятые объекты (например, «человек, родившийся в 1900 году») или их кортежи — пары, тройки и так далее (например, «люди, родившиеся в одном и том же году»), подобные понятия имеют вид α₁ … αnΑ(α₁, … αn)), и собирательные понятия, элементами объёма которых являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (например, «политическая партия»). По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные понятия и абстрактные понятия. Конкретные понятия обобщают индивиды (например, «электропроводное вещество»), кортежи индивидов (например, «изотопы») или множества индивидов (например, «пучок параллельных прямых»). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов — свойства, отношения и так далее (например, «способность вещества проводить электричество»), кортежи характеристик (например, «взаимно обратные отношения») или множества характеристик (например, понятие фенотипа — «совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды»). По наличию определённых признаков различают положительные понятия и отрицательные понятия. В первых мыслится наличие определённого признака у предмета, а во вторых — отсутствие этого признака. Но если нет признака, то не ясно, как образовано понятие, поэтому речь должна идти в первую очередь о том, что «положительность» и «отрицательность» понятия являются соотносимыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание признаков соотносительного положительного понятия, а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий. Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объёмов, либо содержаний. Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объёму:
Все остальные объёмные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый интерес представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике (см. Силлогистика). Имеется всего семь такого рода отношений:
Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов к ней состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ(α) и αB(α) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы Α(α) и B(α). Если, например, последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из Α(α) логически следует B(α), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго, и так далее. Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения. Деление понятий — это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчинённых ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объёма исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объёмы результирующих понятий — членов деления. В качестве основания деления может выступать, Обобщение понятий — это процедура перехода от понятия с данным объёмом к понятию с более широким объёмом, но тем же родом (например, понятие «роман, написанный русским писателем» можно обобщить до понятия «роман, написанный русским или украинским писателем»). Обратный переход от понятия с данным объёмом к более узкому по объёму непустому понятию называют ограничением (например, в результате ограничения понятия «роман, написанный русским писателем» можно получить, например, понятие «роман, написанный русским писателем в XIX веке»). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения — универсальные понятия (объём которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержаниями и объёмами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить — к более информативному понятию. Поскольку объёмы понятий суть множества (см. Множество), над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объёмам понятий булевых операций — объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству — состоит в том, что в результате получается множество, которое является объёмом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объёму понятия αΑ(α) является объём отрицательного понятия α ¬ Α(α). Объединение объёмов понятия αΑ(α) и αB(α) даёт объём разделительного понятия α(Α(α) ∨ B(α)), пересечение их объёмов — объём соединительного понятия α(Α(α) & B(α)), результатом теоретико-множественного вычитания второго объёма из первого будет объём соединительного понятия α(Α(α) & ¬ B(α)). Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике (см. Логика), которая начинала с анализа понятий, затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из понятий, и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термины «понятие», «суждение» и «умозаключение» употребляются редко, поскольку схема изложения логики «понятие → суждение → умозаключение» отброшена как устаревшая. После создания математической логики (см. Логика математическая) проблематика понятия на длительное время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своём традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий. Современный вариант логической теории понятия разрабатывался усилиями Понятия играют важную роль как в науке, так | |
Библиография | |
---|---|
| |