Наименование: | Познание. |
Определение: | Познание — это мыслительная деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о существующей действительности. |
Раздел: | Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Философия Наука |
Субдискурс: | Гносеология |
Связанные концепты: |
Мышление Знание Понимание |
Текст статьи: © Е. В. Хомич. В. Е. Кемеров. И. Т. Касавин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 02.12.2024. | |
Познание — это мыслительная деятельность субъекта (см. Мышление), ориентированная на получение достоверных знаний (см. Знание) о существующей действительности (см. Мир). Результатом познавательного процесса выступают знания, накапливающиеся и сохраняемые в человеческой культуре (см. Культура) и создающие основу поведения (см. Поведение) и деятельности (см. Деятельность) людей. В зависимости от своего функционального предназначения, характера получаемых знаний и соответствующих средств и методов, познание может осуществляться в следующих основных формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. В философской традиции (см. Философия) исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой теории познания — гносеологии (см. Гносеология). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях её достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (Античность), «разума и веры» (Средние века), «знания и незнания» (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу познания. Для классической философии процесс познания — это, прежде всего, созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само познание при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка познания как узнавания, припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика познания как воспроизведения, отражения, восходящая к Демокриту и наиболее полно реализовавшаяся в моделях французского материализма и эмпиризма. Начиная с «коперниканского поворота» И. Канта, утвердившего постулат о том, что познаваемые вещи имеют свою причину в самом познании, философия отходит от созерцательного объективизма и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе, вводя тем самым конструктивный подход. Для немецкого идеализма открывающийся в познании мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. В. Ф. Гегель). Во всех разновидностях классической модели познания его процесс рассматривается как «однонаправленное» взаимодействие субъекта (того, кто познаёт) и объекта (того, что познается), что создаёт образ «полного и законченного знания». Стороны этого взаимодействия вполне определённы их контуры строго обозначены. Существует ещё одна особенность классической модели познания: сам характер использования познавательных инструментов и их соответствие объекту критически оценивается из Однако в середине XIX столетия созданная классической философией и наукой картина природы познания столкнулась с рядом проблем, обусловленных развитием практики и науки, показавших её слабости и ограниченность. В ней плохо совмещались идея общезначимого знания, его стандартов и критериев, и идея обновления знания, создания новых методов и средств его получения. Развитие познания в значительной мере толковалось как пополнение «копилки» знания новыми теориями и концепциями, выстраиваемыми в соответствии с общезначимыми идеалами и нормами. Сами идеалы и нормы, теоретико-познавательные установки и ориентации считались незыблемыми и независимыми от деятельности индивидуальных познающих субъектов. В этом была сила «классической» науки и философии как социальных и культурных институций, которые задавали некие общезначимые и в этом смысле объективные стандарты для человеческих взаимодействий для сочетания различных модификаций человеческого опыта. Но в этом была и их слабость, поскольку именно оторванность стандартов от живого и конкретного человеческого опыта делала их невосприимчивыми к тем трансформациям познавательных структур и установок, которые начались в науке и философии в середине XIX века. Претензии на безусловное в сфере познания окончательно отвергаются. Необходимо было приблизить формы познавательной деятельности к конкретным сферам человеческих взаимодействий, поставить их в связь с определёнными задачами и возможностями людей, так как возникало всё больше нестандартных практических и исследовательских ситуаций, а поле познания расширилось за счёт природных и социальных объектов, не поддающихся «классическим» теоретико-познавательным характеристикам (так, физика столкнулась с задачами, выходящими за рамки классических представлений, социальные науки встали перед необходимостью описания множества изменчивых и ненаблюдаемых социальных феноменов и человеческих взаимосвязей, классическая логика оказалась несостоятельной в объяснении процессов [познавательной] мыслительной деятельности человека). С этого времени в теории познания велась продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволил бы избавится от ненадёжности знания и послужил бы основой познавательной деятельности. Эта дискуссия выявила основные проблемы теории познания — существования подлинной реальности, критерии истины и достоверности знания, понимания субъекта и объекта познания, и природы самого познания. Возникновение новых многообразных стимулов развития познания требовало и соответствующей трактовки динамики процесса порождения знаний. Необходимо было «строить» такие трактовки не от результатов и оформляющих их стандартов, а от субъектов, собирающих и тратящих энергию деятельности, использующих различные объективированные средства познания — в том числе и стандарты, формирующие определённый строй и порядок познавательного процесса (в том числе и его ценностно-нормативные структуры). Однако эта тенденция поначалу не проявилась (и видимо — не могла проявиться) в достаточной степени. Её реализация первоначально обозначилась как кризис «классических» философских теорий познания, как осознание угрозы развитию и сохранению европейской культуры, утрачивающей важный инструмент нормативного регулирования отношений между людьми; эмоционально это переживалось как состояние утраты ценностей и ориентиров. В своих крайних выражениях эта тенденция проявилась как принципиальное отрицание общезначимых познавательных и культурных норм (нигилизм), как радикальная критика метафизики познания и философии вообще (позитивизм). Здесь важно, что в плане стратегическом эта тенденция указывала не на ликвидацию ценностно-нормативной структуры познания (и системы культуры), а на постановку её в контексте конкретных форм взаимосвязи и деятельности людей. Проблема стандартов познания, соответственно, «перемещалась» из логики подчинения людей стандартам в процессы выработки и согласования людьми общезначимых схем взаимодействия. Однако сама философия оказалась не в состоянии проводить подобную стратегию, поскольку не обладала достаточными средствами её обоснования, а также утратила прежний культурный и общественный авторитет. Усилия, сопряжённые с этой стратегией, предпринимались теперь уже не столько в философии, сколько за её пределами: в рамках социологии науки и истории познания, в социальной психологии и педагогике, в культурологических дисциплинах, изучающих конкретные системы познания и мышления, а также в творческой деятельности. Интерпретация познания как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что, подчёркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической философской мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам познающего субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе познания в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме познание, будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как наиболее важный момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме познание, преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется в рамках феноменологии и герменевтики. Познание здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. В свою очередь, аналитический подход связан с течениями нео- и пост-позитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни познания, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний их обобщения, трансляции и так далее. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как философия и наука. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных структур психики. Структурировать познание возможно также в зависимости от объекта познания и соответствующего ему типа знания. В качестве наиболее общих объектов познания можно выделить природу, общество и человека и соотнесённые с ними естественное и социально-гуманитарное знания. Особым видом познания выступает так называемое самопознание, которое со времён Сократа является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. В целом, эволюция познания является нелинейным процессом, который не может быть описан лишь как движение от дорационального к рациональному, от мифа к логосу, от мнения к знанию. Ступенями эволюции познания являются целостные когнитивно-культурные системы, обладающие специфическим социально-историческим содержанием. Таковы повседневный опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука. Возникая в процессе дифференциации познавательного отношения к миру как разные типы познания, они приобретают автономные функции и обогащаются содержанием в ходе взаимодействия между собой. В одних типах познания в качестве приоритетной установки выступает получение, накопление, сохранение и воспроизводство опыта, в других — его развитие и обновление. Примерами первого рода является познание в рамках мифа, религии, морали, права, примерами второго — магия, искусство, философия, наука. Поскольку в любых типах познания присутствует элемент динамики, творчества и элемент статики, систематизации, то данное различие не имеет абсолютного характера. Оно вытекает из неравномерности развития знания, из перехода от генезиса к зрелому состоянию. Так, философские теории познания были заметно скорректированы данными естественных и социальных наук. В целом, теоретико-познавательная проблематика в современных философских теориях отходит на второй план, поскольку утрачивается уверенность в специфике философской теории познания и тем самым интерес к проблеме философского обоснования познания. Проблемы познания на сегодняшний день изучаются не только в рамках традиционных философских дисциплин (гносеология, эпистемология, логика), но, прежде всего, научными (науковедение, методология науки) и специальными (когнитивная психология, социология, культурология) дисциплинами. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|