Наименование: | Логика событий. |
Определение: | Логика событий — это логико-философская концепция английского философа, логика и математика А. Н. Уайтхеда, в центре которой стоит герменевтическая проблема понимания. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Философия Наука |
Субдискурс: | Логика |
Текст статьи: © В. И. Маркин. В. О. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Логика событий — это логико-философская концепция английского философа, логика и математика А. Н. Уайтхеда, в центре которой стоит герменевтическая проблема понимания (см. Понимание). По его мнению, понимание может быть достигнуто двумя способами. Первый способ понимания заключается в том, что если понимаемое положение дел является сложным, то его можно понимать, рассматривая отдельно составляющие его факторы, синтез которых даёт нам полную картину. Второй способ понимания выражается в том, что положение дел понимается как целое непосредственно, без промежуточных ступеней анализа и независимо от того, доступно оно анализу или нет. Первый способ есть внутреннее понимание, второй — внешнее. Оба они находятся во взаимосвязи, и предполагают друг друга, но ими не исчерпывается вся проблематика понимания и герменевтики. Первый способ объясняет положение дел как следствие обобщения, интеграции знания о частях целого, а второй — как каузальный фактор. Такая трактовка понимания, по замыслу Уайтхеда, должна была прояснить проблему соотношения герменевтики, как части методологии (см. Методология), и науки (см. Наука). Уайтхед, критикуя метафизические теории самосознания и методологический объективизм, стремится создать теорию, нацеленную на бытие (см. Бытие). Он показывает, что преобладание существования над бытием (эти категории у него не совпадают) ведёт к теории интерпретации, к универсальной относительности истолкования любой реальности. Ход рассуждения Уайтхеда следующий. Так как имеются явления, которые в Наука и философия ориентированы на изменчивые, текучие связи явлений мира, изменчивость которого может быть описана в логике событий. Здесь у Уайтхеда прослеживается влияние И. Канта и Ф. Ницше. Уайтхед неявно принимает кантовскую дихотомию вещей в себе и явлений. Его теория познания разрабатывается в рамках концепции, которая характеризуется им как «универсальная перспективная связь интерпретаций». Как отмечает Г. Бём во «Введении» к семинару «Die Hermeneutik und die Wissenschaften», логика, которая связывает отдельное интерпретируемое событие с ходом развития всех других событий, представляет собой ход мысли, тесно связанный с «действительной историей» Взгляды Уайтхеда на проблемы, связанные с возникновением, развитием и истолкованием знания, складываются в условиях, когда М. Хайдеггер предложил понятие апофантического суждения (образовано от греческого слова: ἀπόφανσις — высказывание, заявление, утверждение), которое понималось им как «производящий модус процессов истолкования наличного бытия» и обосновывало герменевтику фактичности; когда вместе с тем ещё сказывалось влияние Ф. Ницше, отрицавшего корреспондентскую модель знания и отстаивавшего тезис о языке-носителе поэтически-метафорических возможностей (созвучно с этой позицией высказывание Уайтхеда: «Философия сходна с поэзией»); когда к тому же логический позитивизм приступил к анализу языка науки, укрепляя сциентистские позиции в области философии науки. Наконец, герменевтика В этих условиях логика событий Уайтхеда основывалась на относительности апофантических высказываний. В процессе истолкования знаний участвует «языковой синтез», который возможен не только в ходе обобщения результатов предшествующих истолкований, но и благодаря содержащейся в языке возможности истолкования (здесь прослеживается преемственная связь с Ф. Ницше, который считал, что в языке заложены возможности познания). Специфика языкового синтеза позволяет Уайтхеду выделить доказательство как метод философского исследования. Доказательство в философии есть средство демонстрации, а не цель знания. Логическое доказательство в отличие от философского опирается на посылки, являющиеся очевидными. «Очевидность является предпосылкой логики», поэтому логические доказательства понятны. По мысли Уайтхеда, если мы соединим значимость философских доказательств с очевидностью логических демонстраций, то мы достигнем тем самым основной цели: сделаем философию пониманием. Обращение в философии к доказательству есть признак отсутствия самоочевидности. Из этого следует, что философия в собственном смысле данного термина не может быть доказательной, ибо доказательства базируются на абстракциях. «Философия либо самоочевидна, либо это не философия. Попытки любого философского дискурса должны быть направлены на создание самоочевидности». |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|