Наименование: | Логический атомизм. |
Определение: | Логический атомизм — это логико-философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и других, а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Субдискурс: |
Аналитическая философия Логика |
Связанные концепты: |
Атомизм Язык |
Текст статьи: © B. C. Швырёв. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Логический атомизм — это логико-философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и других, а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Логический атомизм считается уникальным по своей прозрачности примером проекции определённой концепции логической структуры языка (см. Язык) на реальность (см. Бытие), а именно атомарно-экстенциональной модели, и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины (см. Онтология). Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать […] определённый вид логической доктрины и на основе этого […] определённый вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901–1905. — L., 1956). Рассел считал, традиционная «спекулятивная философия» (или «метафизика» в его терминологии) давала неправильное объяснение мира вследствие применения «плохой грамматики», поэтому для воплощения истины необходим более «аналитичный» язык. Отсюда, по его мнению, следует необходимость перехода к анализу предложений, основывающемуся на логике кванторов, созданной Г. Фреге и Дж. Пеано. Рассел определял такой анализ как переход от Одним из основополагающих понятий логического атомизма является понятие атомарного факта, которое вводится как некоторая реальность, определяющая условия истинности атомарных предложений. «Логическим атомам», безразличным друг к другу «логическим единичкам» в атомарно-экстенциональной модели, элементарным, или атомарным, высказываниям соответствуют такие же безразличные друг к другу «атомарные атомы» — единичные атомарные факты. Природу такого факта Рассел характеризует при этом не иначе, как условия истинности высказывания: «Когда я говорю о факте […] я подразумеваю тип вещей, который делает высказывание истинным или ложным» (Russell В. Logic and Knowledge. Essays 1901–1905. — L., 1956. P. 182). В рамках концепции атомарного факта прослеживаются две тенденции. Согласной одной из этих тенденций, получившей своё выражение в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна, введение понятия «факта» в онтологию атомарного факта диктуется необходимостью определённой семантической интерпретации атомарно-экстенсиональной модели. В ранних же работах Б. Рассела, выражавшего вторую тенденцию, сама эта интерпретация дополняется определённой гносеологической позицией, связывающей атомарные предложения с представлением фактов чувственного восприятия. Эта тенденция находит впоследствии своё развитие в интерпретации атомарных предложений как «предложений наблюдения» у логических позитивистов. Последние отвергают всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя, в то же время, идей логически совершенного языка, как предпосылку всеохватывающего логического анализа языка науки. От онтологии атомарного факта, органически связанной с идеей логически совершенного языка, на позднем этапе своей деятельности Витгенштейн решительно отказывается, переходя к концепции плюрализма языковых игр. От атомарного факта как чётко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Рассел. Таким образом, в своём исходном виде доктрина логического атомизма получила дальнейшего развития и представляет ныне лишь исторический интерес, демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации. |
|