Логика временная

Наиме­но­ва­ние:Временная, или темпоральная логика.
Опреде­ле­ние:Временная, или темпоральная логика — это раздел современной (неклассической) логики, в рамках которого изучаются свойства высказываний с истинностными значениями, изменяющимися во времени.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Временная логика, или темпоральная логика — это раздел современной (неклассической) логики (см. Логики неклассические), в рамках которого изучаются свойства высказываний с истинностными значениями, изменяющимися во времени (см. Время). Технически последнее оформляется посредством временныаех логических операторов, которые, будучи присоединёнными к выражениям, обозначающим высказывания (например, к пропозициональным переменным), образуют выражения того же рода.

Возникновение временной логики относится к началу 1950-х годов и связано с работами А. Н. Прайора. Философско-методологическим основанием временной логики является принцип конкретности истины. В связи с этим следует признать и заслугу Г. В. Ф. Гегеля в формировании парадигмы этой логики. Так, Дж. Н. Финдлей подчёркивал гегелевское требование анализировать конкретные ситуации и учитывать «текучесть реальности», а Прайор говорил о близости временной логики к диалектической. Конкретные научные предпосылки временной логики сложились под влиянием лингвистических исследований грамматических времён глагола (особенно значима система «семи времён» О. Есперсена с её различением «времён» высказывания, действия и ссылки) и научных (см. Наука) и философских (см. Философия) исследований проблемы времени (экспликация временныах понятий, уточнение интуитивных предположений в рассуждениях о времени и в определении временныах обстоятельств аргументации).

Из исторических предпосылок временной логики следует назвать, прежде всего, достижения античной и средневековой логики (см. Логика) в исследовании временной квалификации суждений. В трактате Аристотеля «Об истолковании» говорится, что простое высказывание есть звукосочетание, обозначающее присущность или неприсущность чего-то с различением во времени, а при рассмотрении фаталистического аргумента «завтрашнего морского сражения» (см. Логический фатализм) допускается непостоянство во времени истинности и ложности суждений. (Именно в связи с анализом этого аргумента Я. Лукасевич изучал возможности создания исчислений, учитывающих временную квалификацию суждений.) В стоическо-мегарской школе идея суждений с временной квалификацией была почти общепринятой. Для Диодора Крона обычны примеры суждений вроде «сейчас имеет место день», которые являются истинными в одно время и ложными в другое. Импликация «если p, то q» понималась им так: «никогда не было такого времени, когда p было истинным при одновременной ложности q». Он сформулировал «главенствующий аргумент» (kyrieyon), в котором комбинируются временная и модальная квалификация суждений; согласно ему, три суждения являются несовместными:

  1. каждое истинное суждение о прошлом является необходимым;
  2. невозможное не следует из возможного;
  3. нечто, чего нет и не будет, всё-таки является возможным.

Этот «образцовый пример» использования временной и модальной логики в философском анализе исследуется и сейчас. В частности, анализ и логическая реконструкция этого аргумента привели Прайора (1955) к построению первых аксиоматических систем временной логики. А реконструкция им (1957, 1967) некоторых идей У. Оккама и Ч. С. Пирса — к интересной модели «ветвящегося времени», оказавшейся в центре внимания временной логики и её применений в методологии научного познания и технического творчества. В средневековой логике разрабатывалась и концепция временныах суждений и были сформулированы их условия истинности (Ж. Буридан): суждение, выражаемое высказыванием прошедшего времени, является истинным, если вещи были такими, как о них в нём говорится, а будущего — если будут такими, как о них говорится. Модальное суждение с оборотом «возможно, что» является истинным, если вещи могут быть такими, как о них говорится. Аналогичные правила Буридан дал и для суждений с временной и модальной квалификациями. В этот же период складывалась концепция возможных миров (В. Бурлей, Д. Скот, У. Оккам) и были «открыты» некоторые аксиомы временной логики, например «закон Оккама»: если суждение «эта вещь есть» было истинно, то всегда после этого будет истинным суждение «эта вещь была». Новое время отличается охлаждением интереса к временной квалификации логической формы. Затем он возобновляется (Дж. Буль, Ч. С. Пирс) и более уже не исчезает.

К источникам временной логики относятся достижения и затруднения в развитии модальной логики (см. Модальная логика). Её значение для появления временной логики состоит в том, что она, по сравнению с классической логикой, продвигается дальше в направлении учёта деталей формы мысли. Например, при решении проблемы итерации (многократного префиксирования) временныах операторов естественно было обратиться к тому, как в модальной логике решается проблема итерации модальных операторов. Финдлей предположил, что исчисление времён следует включить в современное развитие модальной логики. Особую значимость для временной логики приобрели исследования проблемы квантификации модальной логики.

Издавна существуют два образа времени: течение реки и линия, состоящая из стационарных моментов. Взаимодействие этих двух представлений — динамического и статического — подчёркивается Аристотелем в его идее времени как числа, характеризующего результаты движения и включённого в отношение «раньше — позже», и (с другой стороны) времени, соотнесённого с изменением. В начале XX века Дж. Э. Мак-Таггарт сформулировал соответствующие концептуальные модели, ставшие двумя взаимодополнительными компонентами парадигмы временной логики: временной A-ряд — это ряд прошлого, настоящего и будущего; временной B-ряд — это ряд, в котором события упорядочены отношением «раньше, чем», и время представлено понятиями «до», «одновременно» и «после». Α-ряд используется в построении объектного языка исчислений временной логики, а B-ряд — в построении метаязыка для описания временныах структур. Наиболее распространённый способ оформления систем временной логики связан со «стратифицированной» концепцией Э. Дж. Леммона. «Минимальная система» включает классическое пропозициональное исчисление, правила присвоения всегда-будущности и всегда-прошлости (аналоги правила введения квантора общности в логике предикатов — см. Логика предикатов) и аксиомы однородности времени, в которых отражены связи между предположениями об однородности времени и истинностными значениями высказываний. Расширения получаются путём присоединения к минимальной системе постулатов транзитивности (нетранзитивности); конечности (бесконечности); постулатов для выражения кругового характера времени; плотности, непрерывности или дискретности; линейности или ветвления и других.

Разработку проблем семантики временной логики начал ещё Прайор. Благодаря работам Э. Дж. Леммона, Г. X. фон Вригта, С. Крипке, Д. Габбая, В. А. Смирнова, Дж. Берджесса и другим эта область приобрела современный вид. Семантика (см. Семантика) связывает язык временной логики со свойствами временныах структур посредством определения истинности. Временная структура состоит из непустого множества элементов (моменты, интервалы, события) и определённого на нём двухместного отношения («раньше, чем»). Посредством семантических исследований выясняется, удовлетворяет ли конкретная система временной логики требованиям корректности, адекватности, полноты и разрешимости.

Среди применений временной логики: разработка комбинированных исчислений, в которых учитываются различные квалификации суждений (временная, модальная, деонтическая и так далее); логический анализ естественного языка; уточнение рассмотрений философских и научных проблем, связанных со временем; информатика (темпоральная логика программирования, поиск логического вывода, экспертные системы).

Библиография

Издания на русском языке:

  • Анисов А. М. Время и компьютер. Негеометрический образ времени. — М., 1991.
  • Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования. — М., 1986.
  • Ивин А. А. Логика времени. — В книге: Неклассическая логика. — М., 1970.
  • Ишмуратов А. Г. Логические теории временныах контекстов (временная логика). — Киев, 1981.
  • Караваев Э. Ф. Основания временной логики. — Л., 1983.
  • Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: Логический анализ. — М., 1990.
  • Смирнов В. А. Определение модальных операторов через временныае. — В книге: Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. — М., 1984.
  • Смирнов В. А. Логические системы с модальными временныами операторами. — В книге: Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. — М., 1984.

Издания на других языках:

  • Benthem J. F. Α. Κ. van. The logic of time. A model-theoretic investigation into the varieties of temporal ontology and temporal discourse. — Dordrecht, Boston, L., 1983.
  • Ohrstrom P., Hasle P. F. V. Temporal logic — from Ancient ideas to artificial intelligence. — Dordrecht, 1995.
  • Prior A. N. Time and modality. — Oxford, 1957.
  • Prior A. N. Past, Present and Future. — Oxford, 1967.
  • Prior A. N. Papers on time and tense. — Oxford, 1968.
Выходные сведенияЭ. Ф. Караваев. — Логика временная / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6955

Логика: понятия и концепции

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.