Наименование: | Денотат (образовано от латинского слова: denotatum — отмеченное, обозначенное). |
Определение: | Денотат — это объект мысли, отражающий предмет или класс предметов действительности и обозначаемый языковым выражением (именем). |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Философия Наука |
Субдискурс: |
Логика Семиотика |
Связанные концепты: |
Знак Значение Имя Коннотация |
Текст статьи: © С. В. Воробьёва. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Денотат — это объект мысли, отражающий предмет или класс предметов действительности и обозначаемый языковым выражением или языковой единицей — именем (см. Имя). Денотат представляет собой предметное значение объекта, устанавливаемое в процессе его обозначения в имени и тем самым образующее его понятийное содержание. Указывая на объект его именем, денотат в то же время представляет его как объект мысли (см. Мышление); при этом денотат — это именно представление об объекте, а не сам объект. Денотативный процесс есть отношение имени к предмету безотносительно к его свойствам — «означение», в отличие от коннотативного процесса — «соозначения», сопровождающегося не только указанием на предмет, но и обозначением его отличительных свойств. Указанное понимание термина «денотат», восходящего к термину denotation Дж. С. Милля (1843), соответствует тому, что в традиционной логике (см. Логика) называется «объёмом понятия», носящего это имя, а в терминологии Р. Карнапа — экстенсионалом. В этом случае денотат противопоставлен сигнификату — «содержанию понятия» традиционной логики, а в терминологии Карнапа — интенсионалу, представляющему признак или совокупность признаков, характеризующих данное имя. Количество репрезентируемых некоторым нарицательным именем объектов — десигнатов — находится в зависимости от признаков или смысла имени — от одного до бесконечности. В зависимости от количества десигнатов имена делятся на три группы:
Денотат имени определяется также как множество десигнатов, которое актуально обозначено данным именем в конкретном контексте. В денотате объём имени может быть репрезентирован полностью, частично или отдельным десигнатом, что определяется контекстом, в котором употребляется имя. Денотат может в некоторых случаях употребляться как денотативное значение — понятийное ядро значения, семантический компонент абстрагированный от различных оттенков — коннотации (см. Коннотация). Иногда денотат отождествляют со значением (см. Значение), однако такое отождествление далеко не всегда правомерно, так как денотат представляет собой лишь одну сторону значения языковых выражений; помимо денотата в значение входит смысл, под которым понимается содержание языкового выражения — информация, которая усваивается при понимании языкового выражения, благодаря чему мы узнаем о его денотате. Понятие «денотат» как «предметное значение имени» ввёл в логический тезаурус Г. Фреге в статье «О смысле и значении» («Смысл и денотат», 1892). Осуществляя радикальную абстракцию с целью формализации дедуктивных систем, он структурировал понятие знака, «который (будь то слово, словосочетание или графический символ) может мыслится не только в связи с обозначаемым, то есть с тем, что можно назвать денотатом знака» (Г. Фреге), но и в связи с тем, что можно назвать его смыслом. Каждое собственное имя (слово, знак, соединение знаков, выражение), согласно его утверждению, имеет значение и смысл. Значение, или денотат имени он отождествлял с предметом (номинатом), обозначаемым данным именем, смысл имени трактовал как информацию, которая содержится в имени. Два выражения могут иметь одно и тоже значение, но разный смысл, если эти выражения различаются по структуре. Наиболее важными принципами теории именования Фреге являются:
Дальнейшая экспликация термина «денотат» была осуществлена А. Чёрчем в созданной им логике смысла и денотата: «Денотат есть функция смысла имени, то есть если дан смысл, то этим определяется существование и единственность денотата». Концепция Чёрча строится как простая теория типов (теория синтаксических и семантических категорий), позволяющая стратифицировать экстенсиональные (объёмные, или предметные) сущности, с единственным разветвлённым предикатом «быть концептом». В последующей версии теории значения Чёрч сделал шаг в стратификации интенсиональных (содержательных) сущностей (свойств и отношений). Он указал две интенсиональные характеристики предикативной функции «быть концептом»:
Но поскольку интерпретация смысла и денотата в теории значения Чёрча ограничена онтологией простой теории типов, то есть экстенсиональной иерархией, то процедура различения характеризующих функций и концептов остаётся чисто синтаксической, неинтерпретированной. Тем не менее, это не исключает возможность использования концептуальных идей Чёрча в исследовании интенсиональной иерархии. В целом, вопрос о денотатах языковых выражений всё ещё весьма далёк от решения. Возможно, это свидетельствует о том, что указанные теории именования не вполне адекватны для анализа значений языковых выражений. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|