Наименование: | Объяснение. |
Определение: | Объяснение — это одна из основных операций рационального мышления, под которой понимается включение знания об определённом предмете или явлении в некоторый объемлющий контекст достоверного или общепринятого знания. |
Раздел: | Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Наука |
Субдискурс: | Методы научного познания |
Связанные концепты: | Знание Обоснование Суждение |
Текст статьи: © В. П. Филатов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Объяснение — это одна из основных операций рационального мышления (см. Мышление), под которой понимается включение информации об определённом предмете, явлении или событии в некоторый объемлющий контекст достоверного или общепринятого знания (см. Знание). В науке (см. Наука) объяснение трактуется как важная процедура научного познания (см. Методы научного познания). В этом смысле задачей науки считается не только открытие и описание новых фактов и явлений, но и объяснение того, почему эти факты имеют место, почему явления и события протекают так, а не иначе. К главным философско-методологическим проблемам, связанным с понятием объяснения, относятся следующие:
Этот круг вопросов начал обсуждаться с середины XIX века в работах О. Конта, Дж. Ст. Милля, затем П. Дюэма, Приоритет в разработке строгих моделей научного объяснения принадлежит К. Попперу и В цикле работ Эксплананс — (C₁ C₂ … Cn) / (L₁ L₂ … Lm). Экспланандум — (Е). Эксплананс, или посылка объяснения, состоит из сингулярных (единичных, не универсальных) высказываний C₁ C₂ … Cn, описывающих конкретные начальные условия, и одного или нескольких общих законов L₁ L₂ … Lm. Экспланандум, то есть суждение, описывающее объясняемый феномен, должно быть логически дедуцировано из эксплананса. Этот вывод может быть как математическим, так и использующим обычные правила логики. На основе этой модели объяснения через «модель охватывающих законов», К. Поппером и В 1942 вышла статья Дальнейший прогресс в выявлении логики объяснения в этой области был связан с работами представителей критической философии истории и аналитической философии действия. Э. Эскомб в своей книге «Интенция» (Intentions, 1957) ввела в сферу дискуссий аналитиков понятие интенциональности, используемое до этого в основном в феноменологии, а также рассмотрела восходящую к Аристотелю логику практического силлогизма и её применимость к объяснению человеческих действий. Трактовку специфики описания и объяснения социального поведения на основе идей позднего Л. Витгенштейна о «следовании правилу», дополненной методологией М. Вебера, предложил П. Уинч в книге: «Идея социальной науки» (The Idea of a Social Science and its Relation to Philosophy, 1958). Формы практического рассуждения и проблемы телеологического объяснения человеческих действий были рассмотрены в важной работе Ч. Тейлора «Объяснение поведения» (The Explanation of Behaviour, 1964). Детальный анализ соотношений между причинными (каузальными) и телеологическими объяснениями, а также их связей с интенциональным пониманием провёл финский логик Г. Х. фон Вригт в книге: «Объяснение и понимание» (Explanation and Understanding, 1971). Итогом этих и продолжающихся до сих пор исследований природы объяснения стало представление о том, что в познании используется целый спектр различных его типов, несводимых к первоначально предложенным в позитивизме моделям. Так, в социально-гуманитарных науках в качестве оснований объяснения нередко выступают типологии (типы социальных действий в социологии, типы характеров в психологии и так далее). Важную роль в науках о живой природе и социальных дисциплинах играет объяснение путём включения рассматриваемого явления в контекст охватывающих его систем и связей. Так возникают генетические, функциональные, структурно-системные объяснения, где в качестве эксплананса выступают не законы, а категориальные схемы, лежащие в основе определённых областей знания (например, объяснения каких-либо социальных или биологических явлений через установление тех функций, которые они выполняют в социальной системе или живом организме). | |
Библиография | |
---|---|
| |