Наименование: | Аналитический центр (Think Tank). |
Определение: |
Аналитические центры (Think Tanks) — это публичные организации, осуществляющие исследовательскую, прогнозную и консультационную деятельность по государственным, коммерческим или некоммерческим контрактам, преимущественно в области политического производства и оценки результатов и возможных последствий политических решений.
Автор определения: В. О. Бернштейн, А. И. Симонов.
|
Раздел: | Концепты политического дискурса |
Дискурс: | Политика |
Исследования: | Рейтинг аналитических центров мира |
Текст статьи: © Ф. Г. Войтоловский. В. О. Бернштейн. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Определение аналитических центровАналитические центры, или фабрики мысли (Think Tanks) — это публичные организации, осуществляющие исследовательскую, прогнозную и консультационную деятельность по государственным, коммерческим или некоммерческим контрактам, преимущественно в области политического производства и оценки результатов и возможных последствий политических решений (см. Политика). Интеллектуальная продукция аналитических центров представляет собой прикладную политическую экспертизу, исследования, аналитические обзоры, а также фундаментальные теоретические труды, предназначенные для того, чтобы способствовать принятию научно-обоснованных решений государственными, политическими и общественными деятелями. Деятельность организаций этого типа, как правило, отличает стратегическое целеполагание, основанное на определённых представлениях о желаемых политических результатах. Это позволяет государственным и политическим деятелям принимать решения на основании предоставленной ими информации. В этом состоит главное отличие интеллектуальной продукции аналитических центров от собственно академических исследований. Устоявшихся общепризнанных терминов и определений в России, касающихся аналитических центров, в настоящее время нет. В российской общественной науке чаще всего используются три наименования организаций этого типа: «мозговой центр», «мозговой трест» и «фабрика мысли». Принятый в российской политической науке во второй половине XX века архаичный термин «мозговой трест» был калькой со словосочетания Brain Trust, который ранее использовался для обозначения государственных аналитических структур, созданных в Соединённых Штатах Америки в первой половине ХХ века. Современный термин Think Tank возник в годы Второй мировой войны и первоначально использовался для обозначения американских и британских государственных военно-аналитических организаций, созданных в этот период. Во время войны он использовался для обозначения надёжно защищённого укрытия, где учёные и специалисты в области обороны могли встречаться с военачальниками для обсуждения стратегических вопросов. После войны значение термина существенно расширилось — им стали называть различные экспертно-аналитические структуры, как государственные, так и негосударственные. Развитие аналитических центровАналитические центры, в нынешнем понимании этого термина, появились в Соединённых Штатах Америки в начале XX века. Первые десятилетия XX века стали периодом политических реформ, экономического роста и сопутствующих ему изменений социально-экономической жизни страны, который ныне принято называть «прогрессивной эрой». Считается, что истоки культуры «мозговых центров» в США связаны с традициями, возникшими в Америке в этот период — развитием корпоративной благотворительности, разграничением между законодательной и исполнительной властью, общественной приверженностью открытости и независимости, склонностью населения и выборных должностных лиц полагаться на взаимодействие и помощь со стороны частного сектора, а также переход от этатизма (то есть господства государства, см. Этатизм) в интеллектуальной деятельности к частным структурам гражданского общества. Экономический бум в США первых десятилетий ХХ века был стимулом такой политики, а централизация экономики привела к появлению транснациональных корпораций первого поколения, что способствовало развитию отношений неформального симбиоза между крупными финансово-промышленными группами и государственными структурами. Эксперты, привлечённые к разработке идейных основ политического курса, должны были формулировать концепции, не противоречащие задачам бизнеса и государства. Указанный период стал началом выхода Соединённых Штатов Америки на мировую арену, и, соответственно этому процессу, американским лидерам нужно было определять свои подходы к международным проблемам общемирового масштаба. Администрация Т. Рузвельта (1901–1908) сформировала политический курс на внешнеэкономическую и внешнеполитическую экспансию под сильным влиянием близких к ней интеллектуалов — политических, экономических и военных теоретиков, которых она начала на постоянной основе привлекать к подготовке государственных решений. После Первой мировой войны потребовались новые концепции, обосновывающие расширение государственной внешнеполитической поддержки интересов американского бизнеса, и структуры, способные формулировать соответствующие идеи, распространяя их среди элит и в общественном сознании. При этом такие организации должны были обладать формальной независимостью от государства. В этих условиях и возникли первые экспертно-аналитические структуры. Среди наиболее известных аналитических центров первой волны: Фонд Рассела Сейджа (Russell Sage Foundation, 1907 год); Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace, 1910 год); Институт государственных исследований (Institute for Government Research, 1916 год), предшественник Института Брукингса (Brookings Institution, 1927 год); Гуверовский институт войны, революции и мира (Hoover Institution on War, Revolution and Peace, 1919 год); Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, 1921 год); британский Королевский институт международных отношений (Chatham House, 1920 год). Основная часть аналитических центров, созданных в те годы, по-прежнему специализируется на международных отношениях и внешней политике. Вторая волна аналитических центров возникла после Второй мировой войны, когда Соединённые Штаты Америки приняли на себя титул сверхдержавы, а с началом Холодной войны с Советским Союзом — защитника демократических ценностей и принципов рыночной экономики. Наряду с этим, в конце Многие из созданных в этот период аналитических центров получали прямую поддержку от правительства США, обладающего значительными ресурсами для развития национального экспертно-аналитического сообщества. Среди наиболее известных аналитических центров второй волны: Институт американского предпринимательства (American Enterprise Institute for Public Policy Research, 1943); Корпорация RAND (RAND Corporation, 1948); британский Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, 1958); Гудзоновский институт (Hudson Institute, 1961 год); Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, 1962 год). Начиная с С конца Одним из первых и наиболее известным транснациональным аналитическим центром стал созданный в 1968 году Римский клуб (Club of Rome), который был своего рода лабораторией научно обоснованного поиска решений глобальных проблем. Он объединил экспертов из Соединённых Штатов Америки и Западной Европы и сочетал в себе черты международного научно-аналитического центра, ассоциации и неправительственной организации. Римский клуб стал первым вненациональным центром, смысл работы которого состоял в разработке глобального политико-экономического и социально-демографического прогноза. При этом организаторы Римского клуба претендовали на идеологическую независимость выносимых им суждений. Ещё более влиятельным вненациональным аналитическим центром первого поколения стала созданная в 1973 году Трёхсторонняя комиссия (Trilateral Commission). Этот неофициальный международный институт представлял собой синтез аналитического центра, политической ассоциации и элитного дискуссионного клуба. Он объединил политических экспертов, влиятельных политиков, руководителей крупнейших корпораций из США, Западной Европы и Японии. В документах Трёхсторонней комиссии её участники обозначались как представители не стран, а регионов — Северной Америки, Западной Европы и Дальнего Востока. Трёхсторонняя комиссия стала неофициальным, но чрезвычайно влиятельным органом согласования интересов элит развитых стран и международного бизнеса, а также выработки при содействии научно-экспертного сообщества общих позиций по глобальным политико-экономическим вопросам. Новой тенденцией интеллектуальной глобализации в На протяжении большей части XX века независимые политологические и аналитические центры, выполнявшие исследования и консультации по вопросам государственной политики, были феноменом, встречающимся, главным образом, в Соединённых Штатах Америки. Широкое распространение аналитических центров по всему миру началось в В современном сложном, взаимозависимом и информационно насыщенном мире государственные структуры и политические деятели сталкиваются с общей проблемой привлечения экспертных знаний к выработке государственных решений, так как при формировании внутренней и внешней они обязаны учитывать множество политических интересов различных общественных групп. Политикам нужна оперативная, систематизированная и объективная информация о мире и обществах, которыми они управляют, о том, насколько эффективен нынешний курс, каковы возможные альтернативы их вероятные издержки и последствия. Независимые организации, занимающиеся исследованием и анализом государственной политики, восполняют существенную потребность политиков в информации и систематическом анализе, который непосредственно связан с политикой. Поэтому общей тенденцией в работе аналитических центров сегодня является смещение ориентации деятельности с исключительно аналитической работы в сторону непосредственного содействия в решении целого ряда проблем, лежащих чаще всего в плоскости социальной политики. Международное движение за гражданское общество также стимулировало интерес к институту независимой аналитики как альтернативному источнику информации по проблемам международного, национального и местного значения и как потенциальным критикам политики правительств и международных организаций, способным выступать с объективных позиций, не зависящих от правительства и деловых кругов. Влиятельная и динамичная система негосударственных аналитических центров является не только средством обеспечения независимой политической, экономической и социальной экспертизы, но инструментом влияния ведущих западных государств (прежде всего, США) на процесс принятия политических решений в других странах и международных организациях. Многие американские исследователи видят в использовании научно-идеологического сообщества и разработок аналитических центров одну из важных основ внешнеполитических успехов США в ХХ веке. Его представители по-прежнему создают основную часть значимых политико-теоретических концепций, получают доступ к ведущим изданиям, медийным ресурсам и площадкам для их продвижения, оказывают решающее воздействие на идеологические процессы и политические решения в США и многих других странах. Американские аналитические центры активно участвуют в экспорте своих исследователей, методов политического анализа и организационных структур в другие страны. Изначально американские специалисты участвовали в формировании научно-идеологических сообществ в государствах, в стабильных отношениях с которыми США были особенно заинтересованы. Во второй половине XX века публикации американских аналитиков нередко задавали набор идей, политическую ориентацию и понятийный аппарат, с помощью которого осмыслялись международно-политические реалии их коллегами из Западной Европы, Японии и ряда других стран. В современном мире представители американского научно-идеологического сообщества активно пропагандируют свой подход к социально-политическому анализу среди различных групп, представляющих гражданское общество, в странах Азии, Восточной Европы и бывшего Советского Союза, благодаря чему они являются объектом постоянной критики в этих государствах. Основная часть подобной критики связана с тем фактом, что американские аналитические центры регулярно выступают одним из инструментов политики по так называемой демократизации мира, проводимой государственными структурами США, в том числе и на постсоветском пространстве, нивелируя тем самым традиционные центры силы, исторически сложившиеся в этих регионах. Вместе с тем, несмотря на противодействие со стороны авторитарных политических режимов, в мире постепенно складывается глобальная система внегосударственных аналитических центров, в которой американские структуры, обладающие мощным интеллектуальным капиталом и значительными ресурсами, занимают ведущие позиции. Российские аналитические центры в этом процессе участвуют в крайне ограниченных масштабах и почти исключительно в пассивной форме. Они чаще выступают в роли региональных субподрячиков, чем равноправных партнёров, что обусловленно ограниченностью ресурсов, которыми обладают российские аналитические структуры, а также множеством законодательных ограничений на их деятельность, принятых в последние годы. Классификация аналитических центровВ 2008 году в рамках научно-исследовательской программы «Аналитические центры и гражданское общество» (Think Tanks and Civil Societies Program) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) под руководством Джеймса Г. Макганна (James G. McGann) инициирован глобальный проект по изучению экспертно-аналитических организаций и их роли в государственной политике и развитии гражданского общества (см. Рейтинг аналитических центров мира). В рамках этого проекта предложена типология аналитических центров, занимающихся вопросами общественной политики:
|
|
Библиография |
|
---|---|
|
|