Наименование: | Процесс (образовано от латинского слова: prōcessus — продвижение). |
Определение: |
Процесс — это общее понятие, характеризующее совокупность необратимых и взаимосвязанных изменений (как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых), результатом которых является переход в иное состояние объекта изменений.
Автор определения: Е. Н. Вайнберг.
|
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Философия Наука |
Связанные концепты: | Изменение |
Текст статьи: © А. П. Огурцов. Е. Н. Вайнберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Процесс — это общее понятие, характеризующее совокупность необратимых и взаимосвязанных изменений (как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых), результатом которых является переход в иное состояние объекта изменений. Понятие изменения (см. Изменение), в рамках которого рассматриваются процессы, составляет одну из фундаментальных категорий философского и научного дискурсов (см. Философия и Наука), тесно связанную с понятиями движения, становления, развития. Все они понимаются как процессуальные. Уже в античной философской мысли наметились две линии в трактовке изменений: линия Парменида, делавшего акцент на устойчивости и неизменности бытия, и линия Гераклита, настаивающего на универсальности изменений и текучести вещей. Согласно Гераклиту, всё сущее находится в непрерывном изменении и движении, поскольку всё определяется борьбой противоположностей, в ходе которой та или иная вещь переходит в свою противоположность: «Одно и то же в нас — живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти противоположности, переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти» (Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. — М., 1989, с. 213). Несмотря на противостояние линии Гераклита и линии Парменида в античной философии, всё же изменения и тем более процессы не стали предметом существенного философского размышления, хотя некоторые разработки в этом направлении были сделаны Аристотелем, рассматривающим изменения в качестве свойств сущего (Аристотель. Метафизика. XII 1069). Различение изменений и процессов было осуществлено достаточно поздно в европейской мысли, хотя процессы, прежде всего обратимые и циклические, стали предметом исследования уже в науке Нового времени. Это можно объяснить не только тем, что философия искала инвариантные структуры человеческого опыта и знания, но и тем, что исходным материалом для выявления категориальных форм теоретического синтеза в логике, начиная с Аристотеля и заканчивая И. Кантом, были типы связки в суждениях. Необходимо было перейти к осмыслению процессов рассуждения, выраженных в актах умозаключений для того, чтобы выявить логику мыслительных процессов. Это и было сделано в спекулятивной логике Гегеля. Кроме того, научное знание должно было дифференцироваться по своим объектам для того, чтобы осмыслить своеобразие процессов, изучаемых в тех или иных научных дисциплинах. В логике Гегеля объективный дух воплощался в таких процессах, как механизм, химизм, жизнь и телеология, и развивался от бытия- Естествознание XIX века перешло к изучению различных изменений и процессов (теория эволюции Ч. Дарвина, термодинамика Больцмана и другие). В марксистской философии этот поворот к исследованию различных процессов принял осознанно рефлексивную форму. В ней было обращено внимание на то, что наука от изучения естественных тел перешла к исследованию изменений, а от них к осмыслению различного рода процессов — обратимых и необратимых, спонтанных и организуемых, качественных и количественных, генетических и системно-структурных, функционирования и развития. Развитие и особенно саморазвитие было понято как высшая форма процессов. В философии XX века наряду с основной линией на изучение инвариантных структур научного знания существовала линия на анализ различных процессов. Уже в неокантианстве познание было понято как процесс, осуществляемый в мысли (дискурс) и проходящий ряд отдельных состояний, где конечное состояние возвращает к начальному состоянию, а начальное состояние является шагом на пути к конечному состоянию (Natorp P. Die logische Grundlagen der exakten Wissenschaften. — В., 1910, S. 49). В концепции эмерджентной эволюции подчёркивался необратимый характер эволюционных процессов, ведущих к возникновению качественно специфических форм. А. Н. Уайтхед сделал процессы предметом философского размышления, выделив среди них макроскопические и микроскопические процессы, а также «сращение», ведущее к приобретению универсумом индивидуального единства и формированию отдельно существующей вещи, и «переход», который является механизмом действующей причины (Whitehead А. N. Process and Reality. — NY., 1969). В отличие от классической философской модели изменений, как иллюзорной (как аргументировал Парменид ) или случайной (как аргументировал Аристотель), этот подход, получивший название процессизма, рассматривает изменения в качестве одной из фундаментальных категорий реальности, выраженной как совокупность различных процессов. Изменение (понимаемое как становление), созидание и процессуальность — основополагающие характеристики природы и бытия вообще. С этим связано и его стремление положить в основание естествознания понятие «энергия», а не «вещество». В современной философии науки в противовес анализу структуры научного знания, представленному в позитивизме, предложены различные эволюционные модели роста науки (критический рационализм К. Поппера, эволюционная эпистемология, генетическая эпистемология Ж. Пиаже и другие). Поворот к историческому исследованию науки, осуществлённый в философии науки |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|