Наименование: | Имя. |
Определение: | Имя — это выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя). |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Субдискурс: |
Логика Семиотика |
Связанные концепты: |
Денотат Коннотация Знак Значение Понятие Термин Дефиниция Высказывание Смысл Язык |
Текст статьи: © А. Н. Павленко. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Имя — это выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя). Например, «Платон», «Афины» — это собственные имена, а «человек» и «город» — имена классов. Имена выполняют две основные функции: коммуникационную и познавательную. Указывая на объект, имя в то же время представляет его как объект мышления (см. Мышление). Отношение между именем и объектом называют отношением именования, которое является предметом логического анализа (см. Логика). В вопросе о происхождении имён общепринятого мнения не существует, хотя основные позиции определились ещё в Античности. Так, согласно Платону (Кратил 434b, 389d, и другие), «первые имена» рождаются из самих вещей — «подражают вещам». Согласно Аристотелю (Об истолковании, 16а 26–30), «имена имеют значение в силу соглашения». Особую трудность в объяснении вызывают «общие имена». У Платона значениями (см. Значение) общих имён являются «идеи», существующие реально в особом мире. Например, имя «Человек» обозначает некоторую идею человека, а отдельные люди являются только её материальным выражением. Аристотель рассматривал значение общего имени как некоторую сущность, содержащуюся в отдельных вещах некоторого класса. В средневековой философии спор о природе общих имён, начатый Платоном и Аристотелем, принял форму спора об универсалиях между реализмом, номинализмом и концептуализмом. Определённый вклад в учение об именах внесли также Т. Гоббс, Дж. С. Милль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Чёрч, Р. Карнап, С. Льюис, П. Флоренский, А. Ф. Лосев и другие исследователи. Обозначаемый именем предмет или класс предметов называется объёмом (экстенсионалом) понятия, носящего это имя. В терминологии Фреге — Чёрча предмет или класс предметов называется денотатом имени. Совокупность признаков характеризующих данное имя называется его смыслом (интенсионалом). В терминологии Фреге — Чёрча — концептом имени. В традиционной логической терминологии совокупность признаков называется содержанием понятия. Эта триада «имя — денотат — концепт» образует так называемый семантический треугольник, в котором имя обозначает свой денотат и выражает свой концепт, то есть выступает именем для денотата, а не для концепта. Существенным при построении формализованных языков является выполнение требования, согласно которому денотат имени является однозначной функцией его концепта, но не наоборот. Эта необходимо для выделения имён обозначающих один и тот же предмет, но имеющих различный смысл. Например, имена «Столица России» и «Столица летней Олимпиады 1980 года» имеют различный смысл, фиксируя, в одном случае, политико-географическое положение города, а в другом — место проведения спортивного мероприятия. Однако денотат у этих имён общий — город Москва. В семантике формальной логики (см. Логика формальная) предложение также может рассматриваться в качестве имени. Согласно Фреге — Чёрчу, денотатом предложения является его значение (истина или ложь), а смыслом — содержание выражаемого им суждения. Например, предложения «Москва — столица России» и «Платон — основатель Академии» имеют, с точки зрения Фреге — Чёрча, один и тот же денотат, поскольку они оба истинны, но различный смысл. Однако в естественном языке могут встречаться предложения, имеющие смысл, но не имеющие денотата. Например, «Земля — планета, расположенная между Марсом и Юпитером». Построение формализованных языков позволяет избежать введения подобных имён. Отношения, связанные с именами, исследуются в семантике (см. Семантика) и семиотике (см. Семиотика). |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|