Наименование: | Теория нелинейных динамик. |
Определение: | Теория нелинейных динамик — это конституируемая в современной культуре теория, описывающая процессы, которые могут быть отнесены к нелинейным. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Философия Наука |
Связанные концепты: |
Детерминизм Неодетерминизм Синергетика |
Текст статьи: © М. А. Можейко. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Теория нелинейных динамик — это конституируемая в современной культуре теория, описывающая процессы, которые могут быть отнесены к нелинейным, то есть таким, в процедурности которых реализует себя феномен версификации (ветвления) перспективных траекторий эволюции. Идея линейности была доминирующей в европейской культуре на протяжении практически всей её истории, так как освоенные до сих пор типы системной организации объектов (от простых составных до развивающихся) могли быть адекватно интерпретированы в этой парадигме. В естественнонаучном познании это находит своё выражение в идее эволюции, в гуманитарном — в идее прогресса. По оценке Р. Ниебета, «на протяжении почти трёх тысячелетий ни одна идея не была более важной или хотя бы столь же важной, как идея прогресса в западной цивилизации». Сегодня, вместе с XX века, покидает сцену и идея линейного прогресса, столь долго сопровождавшая человечество на его пути. Культурная ситуация рубежа Теоретические построения, предлагаемые сегодня философией постмодернизма, открыты для рассмотрения в качестве концептуальных моделей нелинейных динамик: нелинейное письмо, нелинейная темпоральность, нелинейная модель динамики бессознательного, «генеалогия» взамен линейной «истории» и так далее. Ведущие представители постмодернизма эксплицитно оценивают презумпции современной философии в качестве порывающих с классическим стилем мышления (например, Ж. Делёз, Подвергая метатеоретическому осмыслению данный процесс, М. Фуко отмечает, что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и, собственно, новой культуры: по его словам, новый фундаментальный опыт человечества Таким образом, как методологические и парадигмальные основания, так и конкретные теоретические постулаты концепции нелинейных динамик хронологически параллельно вырабатываются современной культурой в рамках естественнонаучной (дисциплинарное развитие синергетики) и гуманитарной (постмодернистское направление развития философии) её традиций, что открывает возможности терминологического и содержательного взаимодополнения синергетической и постмодернистской версий концепции нелинейных процессов и конституирование интегральной концепции нелинейных динамик на основе интегрирующего взаимодействия последних. В этом отношении становление теории нелинейных динамик в современной культуре представляет собой единый (в предметном, методологическом и парадигмальном отношениях) процесс, реализующийся посредством параллельного разворачивания двух своих направлений: естественнонаучного, представленного синергетической исследовательской программой, и гуманитарного, представленного философией постмодернизма. Концептуальная модель нелинейных динамик создаётся сегодня во встречном усилии естественнонаучного и гуманитарного познания, и исследовательские матрицы нелинейного описания объекта хронологически параллельно вырабатываются в рамках естественнонаучной и гуманитарной традиций. На основе экспликации содержания взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной концептуальных моделей нелинейных динамик могут быть сформулированы интегральные основоположения оформляющейся в современной культуре теории нелинейных динамик в её синтетическом виде:
Интегральная теория нелинейных динамик, конституирующаяся на основе взаимодополняющего взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских программ, обладает выраженным когнитивным потенциалом, проявляющимся наиболее отчётливо не столько в прогностической, сколько в интерпретационной сфере: так, рассмотрение в свете теории нелинейных динамик историко-культурной динамики (например, феномен взаимодействия культурных традиций) позволяет эксплицировать механизм осуществления диалога культур, заключающийся в децентрации культурной среды (разрушении культурной оппозиции «ортодоксия — периферия») и достижении культурной средой неравновесного состояния (что связано с дестабилизацией аксиологических шкал и утратой семантических приоритетов), которое характеризуется актуализацией креативных возможностей культуры и версификацией её эволюционных перспектив. Процесс становления теории нелинейных динамик оказывает существенное воздействие на современную культуру в целом. Так, формирование теории нелинейных динамик существенно трансформирует современную культурную ситуацию, вызывая содержательные изменения и аксиологические перекомпоновки культурных матриц современного знания. Парадигмальные сдвиги в естествознании, вызванные формированием в его контексте синергетической исследовательской программы, и парадигмальные сдвиги в гуманитаристике, связанные с оформлением постмодернистской программы в философии, по своей семантике являются конгруэнтными, равно демонстрируя:
Кроме того, процесс формирования теории нелинейных динамик посредством встречного взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских традиций не только даёт мощный импульс разворачиванию интеграционных тенденций, но и задаёт концептуальные основания для междисциплинарного диалога естественных и гуманитарных наук. |
|