Наименование: | Логицизм. |
Определение: | Логицизм — это одно из трёх главных направлений (наряду с интуиционизмом и формализмом), традиционно выделяемых в основаниях математики и логики, в основе которого лежит представление о логической природе математических понятий и суждений. |
Раздел: | Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Философия Наука |
Субдискурс: | Логика Логика математическая |
Связанные концепты: | Программа интуиционизма Программа формализма |
Текст статьи: © H. Н. Непейвода. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Программа логицизма, или логицизм — это одно из трёх главных направлений (наряду с интуиционизмом и формализмом), традиционно выделяемых в основаниях математики и логики (см. Логика). В основе программы логицизма лежит представление о логической природе математических понятий и суждений. Основной логицистский тезис сводится к тому, что математика не содержит в себе ничего, кроме комбинаторного усложнения понятий и принципов, содержащихся в логике. Логицизм стремится обосновать надёжность математических теорий через их редукцию к аксиоматизированным теориям логики, надёжность которых предполагается гарантированной самим статусом логики, её местом в системе знания и связью логических принципов с универсальными онтологическими категориями. Логицизм принимает в качестве исходных следующие положения: а) каждое математическое понятие может быть определено в понятиях логики; б) каждое математическое утверждение может быть представлено в форме общезначимого суждения в непротиворечивом логическом исчислении. Основополагающим фактором в становлении программы логицизма явилось развитие на рубеже По мере развития теории доказательств и теории моделей традиционный логицизм всё больше сближался с формализмом (см. Формализм), и сейчас многие исследователи сводят их в единое металогическое направление. Тем не менее, существует принципиальное методологическое отличие логицизма от формализма: если в формализме абстрактный объект и понятия — не более чем инструменты, позволяющие получать реальные истины и конструкции, то в логицизме идеальные понятия — продукт фундаментальных логических конструкций, а не свободной игры ума, но вопрос об их существовании до и вне построений даже не ставится. Логицизм конструирует математические понятия на основе одного из четырёх фундаментальных отношений:
За решение грандиозной задачи явного построения математики как логической системы, базирующейся на отношении «∈» и свободной от парадоксов, взялись Прежде всего, Уайтхед и Рассел предложили во избежание парадоксов теории множеств разделить объекты на типы и строго разделять объекты разных типов. Так, исходные элементы были объектами нулевого типа, их множества — объектами первого типа, а множества объектов Тип объекта обычно обозначается верхним индексом: Xi. При таком ограничении языка принцип свёртки ∃Y Далее, Уайтхед и Рассел заметили, что в их языке равенство может быть формально выражено через отношение принадлежности: ∀xi yi ( Но принцип экстенсиональности, дающий возможность отождествлять множества с одинаковыми элементами, нужно постулировать отдельно: ∀X Для моделирования математики необходимо принять ещё один принцип, говорящий о бесконечности множества объектов. Он рассматривался как нелогическая аксиома, близкая по характеру к эмпирическим обобщениям других наук (см. Наука). Рассел и Уайтхед отметили, что принцип свёртки содержит в себе скрытый порочный круг. В дальнейшем было подтверждено, что в некоторых случаях удаление определяемого множества из универсума, пробегаемого переменными типа i + 1, входящими в A, приводит к изменению объёма Y Для обхода трудностей, выявившихся в разветвлённой иерархии, Рассел предложил аксиому сводимости: для каждого множества порядка n существует равнообъёмное ему множество порядка 0. Л. Хвистек и Линия логицизма была продолжена У. Куайном, который заметил, что слишком часто в теории типов приходится копировать буквально одни и те же определения на разных уровнях (этот недостаток унаследован и современным программированием вместе с концепцией строгой типизации). Он предложил использовать в аксиоме свёртки типизированные выражения, а затем стирать типы (бестиповое выражение, которое может быть корректно типизировано, называется стратифицированным). Получившийся вариант аксиомы свёртки и аксиома объёмности образуют теорию множеств NF. В NF есть, в частности, множество всех множеств, поскольку определяющее его условие Продолжением логицизма в области другого фундаментального отношения явились Л. Хвистек и Ст. Лесневский развивали другие логические основания для общей теории. Теория именования (логическая онтология) имеет следующий исходный принцип: ∀xX ( Эту аксиому можно интерпретировать следующим образом. Элементами классов могут быть лишь единичные непустые имена и они являются элементами, если именуемые ими сущности входят в класс. Онтология выступает как система-ядро (в терминологии современной информатики), дающая собственные расширения при пополнении новыми понятиями. Мереология — теория, базирующаяся на соотношении «часть-целое». Значительный потенциал, заключённый в указанных концепциях, остаётся пока практически неиспользуемым, поскольку современные работы в данных областях носят скорее комментаторский характер. П. Сама по себе идея типов и порядков имеет большое общенаучное и общеметодологическое значение. В частности, она может быть использована для классификации уровней знаний и умений человека. Так, знания первого уровня (выражающиеся импликацией ∀x (Ρ₁ & … & Ρn ⇒ Q) и умения первого уровня (функции из объектов в объекты) соответствуют стереотипному реагированию, уровню компилятора текстов, техника, рабочего-исполнителя. Знания и умения второго уровня (например, импликации ∀x (∀y(P ⇒ Q) ⇒ ∀y(P₁ ⇒ Q₁)) и операторы из условий в умения соответствуют уровню ремесленника, интерпретатора текстов, рабочего-наладчика либо инженера обычной квалификации и так далее. Лишь считанные единицы в истории человечества могли подниматься до знаний и умений седьмого уровня. | |
Библиография | |
---|---|
| |