Наименование: | Абдукция (образовано от латинского слова: abduction — отведение). |
Определение: | Абдукция — это познавательная процедура, направленная на поиск правдоподобных объяснительных гипотез в процессе рассуждения. |
Раздел: | Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса |
Дискурс: | Методология Наука |
Субдискурс: | Логика Методология науки |
Связанные концепты: | Гипотеза Рассуждения правдоподобные |
Текст статьи: © Г. И. Рузавин. В. К. Финн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Абдукция — это познавательная процедура, направленная на поиск правдоподобных объяснительных гипотез (см. Гипотеза) в процессе рассуждения (см. Рассуждение). В логических системах (см. Логика) абдукцию относят к широкому классу правдоподобных рассуждений недедуктивного характера (см. Рассуждения правдоподобные), среди которых наиболее известными являются индукция и аналогия. В научный оборот термин «абдукция» был введён основоположником прагматизма и семиотики
Таким образом, Пирс создал идейный эскиз теории рассуждений, впоследствии получивший развитие в исследованиях по искусственному интеллекту, в которых абдуктивный вывод представлен как вид автоматизированного правдоподобного рассуждения. Идея абдукции, согласно Пирсу, может быть сформулирована следующим образом:
Для последовательного осуществления и усиления этой идеи потребовалось формализовать как процедуру выдвижения гипотез из H, так и отношение «H объясняет D». Кроме того, необходимо было конструктивно задать процедуру оценки правдоподобия гипотез, порождённых посредством индукции на основе фактов из D. На первый взгляд может показаться, что абдуктивное рассуждение мало чем отличается от гипотетико-дедуктивного заключения (см. Гипотетико-дедуктивный метод), поскольку предполагает гипотезу в качестве посылки. Однако ход рассуждения в нём прямо противоположен гипотетико-дедуктивному выводу, который начинается с заранее заданной гипотезы, а из неё затем выводится следствие. Абдуктивное же рассуждение начинается с анализа и точной оценки фактов и установления определённой взаимосвязи между ними. Именно они детерминируют выбор гипотезы для их объяснения. Так вынуждены действовать учёные в своих конкретных исследованиях, поскольку в самом начале они имеют дело именно с фактами и только потом ищут гипотезы для их объяснения. В ряде работ по автоматизированным правдоподобным рассуждениям было установлено, что формализация абдукции как конструктивной аргументации возможна посредством взаимодействия последней с индукцией и аналогией, причём аргументы порождаются посредством индукции, предсказания посредством аналогии, а принятие гипотез осуществляется с помощью абдукции. Для этого уточнения абдукции (в смысле Пирса) используются многозначные логики (см. Логики многозначные). Наиболее распространена следующая формализация абдукции средствами двузначной логики предикатов (см. Логика предикатов) первого порядка: Пусть D — множество наблюдаемых фактов, Т — некоторая заданная теория, H — множество гипотез. Тогда множество высказываний Ε называется абдуктивным объяснением D, если и только если для него выполняются следующие условия:
Задача получения абдуктивного объяснения сводится к нахождению Е. Указанная выше формализация абдуктивного объяснения не является достаточно глубокой имитацией идеи Пирса об абдукции как познавательной процедуре, присущей творческой активности человека. Имеются интересные связи между абдукцией и немонотонными рассуждениями, а также формализациями диагностических процедур, представленных в системах искусственного интеллекта. Абдукция даёт новый ключ для объяснения многих сторон практической и интеллектуальной деятельности. Однако некоторые философы науки критикуют саму структуру абдукции у Пирса, считая, что между фактами и гипотезой нет рациональной связи, поэтому для объяснения фактов могут быть использованы совершенно разные гипотезы. Другое возражение против структуры абдукции связано с тем, что гипотеза, которая предлагается для объяснения фактов, предполагается частично известной или найденной Нередко критики абдукции указывают, что она представляет собой попытку возврата к созданию логики, подобной индуктивной логике Ф. Бэкона, которая уравнивала талант и изобретательность с механической процедурой следования заранее заданным правилам. Однако, будучи профессиональным учёным, Пирс разрабатывал абдуктивные рассуждения в качестве более надёжного метода поиска научных гипотез, а не алгоритма открытия. Вместе с тем он резко выступал против случайного поиска истин в науке путём проб и ошибок, считая это безнадёжным делом, требующим бесконечно много времени. Для обоснования своей аргументации он обращался к реальной практике научного исследования, к истории научного познания, анализируя открытия Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона. Дальнейшее развитие идеи Пирса получили в работах | |
Библиография | |
---|---|
Издания на русском языке: | |
| |
Издания на других языках: | |
| |