Наименование: | Мир. |
Определение: | Мир — это многозначное понятие научного и философского дискурса, которое выражает фундаментальные категории бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, Космоса. |
Раздел: | Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Философия Наука |
Субдискурс: | Онтология Гносеология |
Связанные концепты: | Бытие Единое Сущее Существование Абсолют |
Текст статьи: © В. П. Визгин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Мир — это многозначное понятие научного и философского дискурса, которое выражает фундаментальные категории бытия (см. Бытие), существующего и существования (см. Существование), природы, целого, Вселенной, Космоса во всём их многообразии. Понятие «мир» выступает как одной из базисных онтологических интуиций (см. Онтология), определяя базовые предпосылки гносеологии (см. Гносеология). Основная дивергенция в семантике понятия «мир» проходит по рубежу, отделяющему представление о космологическом единстве сущего от частных или локальных (групповых, сериальных и других) форм упорядоченных единств. Так, И. Кант определял мир как «совокупность всех явлений», выступающую предметом космологии. Но в более абстрактном плане он рассматривал понятие «мир» как «целокупность синтеза» явлений того или иного определённого плана, сближая его логическое ядро со своим понятием схемы. В этом смысле мир можно определить как особенное всеобщее, взятое в полноте своей эмпирической развёртки. Например, в этом смысле мир кино представляет собой все состояния кинопродуцирующей активности человека. Определение понятия «мир» через принцип, порождающий конкретное единство многообразия предметов и явлений, означает, что мир в указанном смысле всегда есть мир В Античности существовали три основные традиции в истолковании понятия «мир» в космологическом смысле. У Платона мир (космос) как прекрасный и одушевлённый «порядок» создан демиургом не из ничто, а из «беспорядка» (Тимей. 30 Понятия мира у атомистов Если для античных философов важно было отстоять идею вечности мира, то для христианских мыслителей, напротив, на передний план в идейной борьбе выступает задача утвердить тезисы о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo) У христианских мыслителей мир понимается как конечное пространственно-временное тварное образование, имеющее свои начало и конец (эсхатология) и представляющее собой средоточие всего «мирского» как нравственно и духовно несовершенного состояния. В иудео-христианской традиции мир мыслится как бытие, онтологически неполное и преходящее, в противоположность божественному Слову, которое вечно и абсолютно («небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут». — Матфей. 24:35). В философии Нового времени, особенно в её секуляризованных вариантах, понятие «мир» приобретает значение единственно значимого предмета философской мысли (см. Философия). Так, у А. Шопенгауэра мир истолковывается «как воля и представление», исчерпывающие фундаментальные определения бытия и познания. В философии Ф. Ницше, радикализирующего учение Шопенгауэра, дух и трансцендентное начало лишаются самостоятельного бытия, а мир истолковывается исключительно как сфера постороннего и имманентного существования, абсолютным принципом которого выступает «воля к власти». Большое значение придаётся понятию «мир» в феноменологии позднего Э. Гуссерля, выдвинувшего концепцию «жизненного мира». Отказываясь от ранее принимаемого им примата трансцендентального субъекта над его миром, Гуссерль развивает теорию интерсубъективности, определяющей объективный мир вещей и одновременно зависимой от него. Интерсубъективность мыслится вместе с конкретным исторически данным миром-феноменом, миром жизни или «жизненным миром», выступающим предельным и подвижным «горизонтом» всех целей и способов видения мышления и деятельности человека. Гуссерль проводит различие между миром, как он дан в научном знании, и миром, в котором мы живём. Этот второй мир и есть «жизненный мир», служащий интерсубъективно данной основой всего опыта человека, в том числе и научного. В его описании, в выявлении его структуры философ видит важную задачу феноменологии. Ученик Гуссерля М. Хайдеггер также широко использует понятие «мир», анализируя его различные смыслы. «Бытие- В современной науке (см. Наука) понятие единой картины мира лишается своей обоснованности и на передний план выступают такие характеристики мира, как сложность, случайность, нелинейность, множественность, историчность и связанность его с человеком и жизнью в целом. Все эти черты мира развиваются в современной постнеклассической науке (синергетика, теория диссипативных структур, антропный принцип в космологии и так далее). | |
Библиография | |
---|---|
| |