Наименование: | Концептуальная структура (образовано от латинского слова: conceptus — понятие, понимание, замысел). |
Определение: | Концептуальная структура — это понятие научного дискурса, объединяющее различные виды структур научного знания. |
Раздел: | Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Наука |
Субдискурс: | Методология науки |
Связанные концепты: |
Концепция Концепт Концептуализация Концептуальный каркас Теория Структура |
Текст статьи: © B. C. Швырёв. Ф. Н. Голдберг. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Концептуальная структура — это понятие научного дискурса, объединяющее различные виды структур научного знания. В системе науки (см. Наука) концептуальная структура задаёт теоретическое понимание целостности научного поиска, поддерживает системные представления о нём в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно-исследовательского сообщества. Развитие научно-познавательной деятельности приводит к появлению теоретических концептов (см. Концепт), а затем всё более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур, наиболее высокоорганизованным видом которых являются теоретические системы. Однако уже исходная установка научного и вообще рационально-теоретического мышления на рефлексивный анализ своих познавательных средств предполагает направленность на создание специфических понятийных конструкций, обладающих своей внутренней структурой. Свою внутреннюю структуру имеют уже первичные концептуальные объяснительные схемы, которые в качестве объясняющего фактора определённой ситуации используют некий понятийный конструкт (см. Конструкт). Определённые концептуальные структуры представлены в классификациях (см. Классификация), типологиях (см. Типология) и других системах категоризации (см. Категоризация), которые традиционно были распространены в естественных и гуманитарных науках. Становление и развитие научных теорий (см. Теория) связано, в первую очередь, с усложнением и дифференциацией их внутренних концептуальных структур. Помимо концептуальных структур различных форм эмпирического и теоретического знания, существуют также глубинные концептуальные структуры, выступающие в качестве предпосылок формирования указанного знания. Впервые в истории философии науки концептуальные структуры стали предметом анализа у И. Канта в его учении о синтетических априорных формах познания. Согласно Канту, эти априорные формы — категории (см. Категория) и так называемые априорные основоположения рассудка — представляют собой своего рода концептуальный каркас всей системы научно-теоретического познания, организуя и структурируя материал, поступающий в эту систему извне. Эта идущая от Канта тенденция рассмотрения глубинных концептуальных структур активно реализуется в современной методологии науки (см. Методология науки) при разработке таких понятий, как научная картина мира, научно-исследовательская программа, научная парадигма. Но, в отличие от Канта, современная методология науки подчёркивает, во-первых, многообразие глубинных концептуальных структур, во-вторых, относительность или, как иногда говорят, функциональную априорность этих структур и их изменчивость в процессе развития познавательного опыта. |
|