Наименование: | Концептуализация (образовано от латинского слова: conceptio — понятие, понимание, замысел). |
Определение: | Концептуализация — это методологическая процедура введения определённых онтологических представлений в некоторый массив эмпирических данных, обеспечивающая теоретическую организацию знания и схематизацию связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, что позволяет продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей. |
Раздел: |
Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса |
Дискурс: |
Методология Наука |
Субдискурс: | Методология науки |
Связанные концепты: |
Концепт Конструкт Концепция Концептуальный каркас Концептуальная структура Теория |
Текст статьи: © В. Л. Абушенко. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Концептуализация — это понятие научного дискурса (см. Наука), обозначающее методологическую (см. Методология науки) процедуру введения определённых онтологических представлений (см. Онтология) в некоторый массив эмпирических данных, обеспечивающую теоретическую организацию знания и схематизацию связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, что позволяет продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей (см. Гипотеза). Концептуализация также понимается как особый способ организации мыслительной деятельности, который позволяет двигаться от первичных теоретических концептов (см. Концепт) ко всё более абстрактным конструктам (см. Конструкт), развёртывая всю структуру научной теории, с одной стороны, и вписывать научную теорию в более широкие дисциплинарные контексты, — с другой. В первом случае можно говорить о первичном концептуальном объяснении, вводящем в работу с имеющимися данными интерпретационный (распознающий) фактор, отсутствующий в простых первичных эмпирических генерализациях, закреплённый в специально изобретённом понятии — концепте, разворачивающем возможную (ранее по поводу концепта разработанную) объяснительную стратегию. Во втором случае речь идёт о выработке концептуальной схемы (модели, знаковой системы) изучаемой области, отражающей лишь самые существенные её стороны (минимально необходимый набор исходных концептов и конструктов, позволяющий задавать картину научной реальности). В этом отношении она соотносима с интерпретационной схемой, обеспечивающей движение от концептуальной схемы к эмпирическому базису (введение фактора первичного концептуального объяснения), и обратное движение от уровня данных к их концептуализации в определённой модели. Концептуализация как движение в направлении абстрактного соотносится с операционализацией как движением к конкретному. Концептуализация позволяет двигаться ко всё более объемлющему объясняемые области фактору («ослабленный» и «сциентизированный» вариант её понимания), вписывать одно знание в другое, более общее, а в конечном итоге — и в культуру. Концептуальная схема задаёт теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нём в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно-исследовательского сообщества. Проблематизация и/или дискредитация сложившейся системы представлений происходит не только под воздействием новых данных, им противоречащих (что ведёт скорее к уточнениям концептуальной схемы), но, главным образом, через разрушение задаваемых концептуальной схемой предметностей (а, следовательно, и её самой). В концептуальных допущениях выявляются неясности, допущения и противоречия, требующие построения нового предмета и онтологизирующей его новой концептуальной схемы (в этом смысле нахождение предмета изучения и исследования есть видение объекта в свете концептуальных предпосылок, вытекающих из накопленного знания, или обнаруженного незнания). Цель концептуализации — обозначить универсум возможных на данный момент способов деятельности на теоретическом уровне (в том числе обеспечение внутренней связности используемых концептов и конструктов), предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задать представление об уровневой организации знания. Концептуальная схема имеет, как правило, многоуровневый характер, внутри неё складывается сложная сеть взаимоотношений концептов, не обязательно непосредственно связанных между собой. Таким образом, концептуальную схему можно определить как определённую совокупность гипотез и предложений (допущений) о природе исследуемых объектов, основанную на имеющихся теоретических выводах и заключениях, схватывающую тенденции и зависимости (законы) между отдельными компонентами исследуемой области соответствующую сложившейся системе понятий и позволяющую выходить (через интерпретационную схему) на уровень эмпирической работы с заданными предметами (установление внешних связей понятий). Как правило, большинство стандартных теоретических проблем формируется и так или иначе разрешается преимущественно на уровне концептуальных схем (с подключением схем интерпретационных), служащих универсальным средством теоретического описания (изложения). В рамках структуры научной теории концептуальная схема переформулируется как фундаментальная (или частная) теоретическая схема. Хорошая теоретическая (концептуальная в целом) схема должна иметь минимум исходных концептов и утверждений и продуцировать из себя максимально множество следствий. Как предельно широкую концептуальную схему, в принципе, можно трактовать и научную картину мира. |
|