Наименование: | Концептуальный каркас (английское словосочетание: conceptual framework; образовано от латинского слова: conceptus — понятие, понимание, замысел). |
Определение: | Концептуальный каркас — это понятие научного дискурса, обозначающее общую языковую и категориальную систему, в рамках которой осуществляются конкретные научно-познавательные построения и концептуализации. |
Раздел: | Концепты научного дискурса |
Дискурс: | Наука |
Субдискурс: | Методология науки |
Связанные концепты: | Концепция Концепт Концептуализация Концептуальная структура Теория |
Текст статьи: © С. С. Гусев. Ф. Н. Голдберг. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Концептуальный каркас — это понятие научного дискурса (см. Наука), обозначающее общую языковую и категориальную систему, в рамках которой осуществляются конкретные научно-познавательные построения и концептуализации. Концептуальный каркас представляет собой предпосылочную структуру, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска, позволяя также охватывать множество научных теорий. Концептуальный каркас указывает на зависимость формы представления знаний, производимых исследователями, от совокупности теоретических концептов (см. Концепт) и понятий, посредством которых эти знания выражены в языке соответствующего научно-исследовательского сообщества. Осмысливая результаты своего взаимодействия с окружающим миром, человек использует определённые языковые средства для фиксации различных свойств и сторон тех объектов, которые находятся в зоне его внимания. Поскольку любой язык (см. Язык) так или иначе системно организован, постольку выбор Истоки проблематики концептуальных каркасов обычно связывают с И. Кантом, который различал познавательную деятельность в рамках опыта и категориальную структуру, организующую этот опыт, придающую ему формальное единство, однородность и непрерывность. Это различие отражено в характеристике им своего учения как соединения «трансцендентального идеализма» с «эмпирическим реализмом». С формальной стороны предметы опыта идеальны, они структурированы нашей категориальной схемой, однако эмпирически они реальны, и мы можем сколь угодно далеко продвигаться в сфере предметов опыта, занимаясь их познанием. Но выйти за свой категориальный каркас мы не можем, поскольку он для нас единственно возможен и обусловлен родовой природой человека. Рефлексия над ним является онтологией в новом смысле, в отличие от старой онтологии как спекулятивной науки о сверхчувственных основах вещей (см. Онтология). Последователь И. Канта В. фон Гумбольдт связал категориальные структуры с языком, что вело к релятивизму в проблеме концептуального каркаса: «Различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями». В Р. Карнап в работе «Эмпиризм, семантика и онтология» (1950) ввёл тематику к. к. в философию науки. В научном познании всегда принимается определённый язык, что определяет соответствующий концептуальный каркас. Например, познание микромира в квантовой механике сопровождается принятием концептуального каркаса, существенно отличного от языка классической физики. Поскольку определённый язык принят, то могут ставиться два типа вопросов: внутренние (эмпирические, научные) и внешние (философские). В первых идёт речь о свойствах и законах поведения объектов, задаваемых концептуальным каркасом. Внешние — это философские вопросы, касающиеся существования или реальности всей этой системы объектов в целом. Это онтологические вопросы, однако рациональный ответ на них может состоять лишь в оценке прагматических, инструментальных достоинств концептуального каркаса, а не в его соответствии с реальностью самой по себе. Дальнейшее прояснение и развитие эта тематика получила в концепции «онтологической относительности» В постпозитивистской философии науки к понятию концептуального каркаса близки такие термины, как «концептуальная популяция» Понятие концептуального каркаса стало одним из центральных в дискуссиях о несоизмеримости и непереводимости теорий, теоретической нагруженности фактов, релятивизме и реализме. С критикой тезиса о всецелой зависимости человеческого знания от концептуального каркаса выступил К. Поппер, назвавший это «мифом концептуального каркаса». Д. Дэвидсон в работе «Об идее концептуальной схемы» (1974) выступил против онтологического релятивизма, считая характерный для трактовок концептуального каркаса дуализм эмпирического содержания и концептуальной схемы «третьей догмой эмпиризма». | |