Наименование: | Конструкт (образовано от латинского constructio — построение). |
Определение: | Конструкт — это умозрительное построение, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жёстко установленными границами и точно выраженное в определённом языке. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Связанные концепты: |
Абстракция Концепт Концепция Концептуализация |
Текст статьи: © В. Л. Абушенко. В. С. Швырёв. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Конструкт — это умозрительное построение, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жёстко установленными границами и точно выраженное в определённом языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, то есть не требующее указания на конкретный денотат. Конструкты выполняют в познании разные функции (исходных начал, концептуальных схем, условий синтеза и сборки разнородных представлений, и так далее), они имеют то общее, что являются продуктом деятельности, трактуемой в искусственном залоге, — проектирование, конструирование, сборка, синтез. К конструктам предъявляется ряд требований:
Как правило, конструкты оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути они заполняют обнаруженные и не прописываемые пустоты в структуре знания и не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы. В научном познании (см. Наука) конструкты — это искусственные образования со служебными функциями. Онтологизация конструкта (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в концепт (см. Концепт). В процедурах конструирования действует принцип Б. Рассела: «Везде, где возможно, подставлять конструкции из известных объектов вместо вывода неизвестных объектов». П. У. Бриджмен ввёл термин «умственные конструкты», под которыми понимал модели ситуаций, прямо не фиксируемых органами чувств, а данных косвенно — через процедуры вывода. В методологии науки (см. Методология науки) значительное распространение получило инструменталистское истолкование конструктов, согласно которому они рассматривались как формальные искусственные языковые средства, которые способствуют решению задач на уровне научной эмпирии, обеспечивая контакт знания с реальностью. Этой крайности избегает контекстуальная концепция значения теоретических конструктов в науке, в соответствии с которой вся концептуальная структура науки в целом при её эмпирической интерпретации может претендовать на роль знания о действительности, а не просто некоей формальной «языковой игры». В современной методологии науки, подчёркивающей так называемую концептуально-теоретическую нагруженность опыта, понятие конструкта может быть применено и к терминам эмпирического слоя языка науки постольку, поскольку эти термины не просто фиксируют некую наблюдаемую данность, а предполагают определённый понятийный анализ. Так, в социальных науках в аналогичном значении используется понятие операциональных определений, то есть по сути инструментов, позволяющих перейти от концептуальных построений к наблюдаемым и измеряемым признакам и (через интерпретационную схему) обратно. Г. Маргенау различал «поле конструкта» и соотносимое с ним «поле восприятия» («первичный опыт»). В феноменологической социологии Г. Шютца различаются мысленные объекты, сконструированные в повседневном сознании людей, и конструкты второго порядка, созданные в социальных науках. Для конструктов, предполагающих (гипотетически) существование соотносимых с ними объектов, процессов или событий, употребляют термин «гипотетические конструкты». Специфическое понимание соотношения терминов концепт и конструкт предложено в этнометодологии. Так, считается, что описание собственной культурной ситуации (см. Культура) даётся в концептах, восприятие же чужой культурной ситуации — в конструктах (при возможности переноса на чужую культурную ситуацию собственного концепта по аналогии для заполнения культурных лакун). По отношению же к своей культурной ситуации могут быть использованы чужие конструкты. Над уровнем своих и чужих конструктов могут конструироваться конструкты второго и третьего (отношения к отношениям) уровней. |
|