Наименование: | Категоризация (образовано от греческого слова: κατηγορία — высказывание, свидетельство, показание, объяснение, признак). |
Определение: | Категоризация — это метод отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого выступают категории, выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса |
Дискурс: |
Философия Наука Методология |
Субдискурс: |
Онтология Систематика |
Связанные концепты: |
Категория Категоризация Классификация |
Текст статьи: © Л. А. Микешина. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Категоризация — это метод отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого выступают категории (см. Категория), выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. Категоризация может охватывать не только материальные предметы, но и сенсорные и перцептивные образцы, социальные стереотипы, эталоны поведения, обобщения в целом, несущие в себе совокупный общественный опыт. Наиболее продуктивным подходом является рассмотрение проблемы категоризации в контексте культурно-исторического и социального опыта, её понимание как фундаментальной составляющей восприятия, познания в целом, осуществляемого в контексте смыслополагающей и коммуникационной деятельности. Наряду с опытом естествознания особенно значим опыт гуманитарных наук, которые открывают иные когнитивные структуры в их соотношении с языком, психологией и с телесностью субъекта, а также базовые способы упорядочивания и классификации (см. Классификация) многообразных форм знания на всех уровнях проявления когнитивной способности человека. Термин «категоризация» получил широкое распространение и применяется к самым различным видам деятельности и к человеческому опыту в целом, фиксируя одно из самых фундаментальных его свойств — когнитивные способности, в первую очередь классифицирования, распределения по группам, классам, разрядам, типам, упорядочивающие воспринимаемый и познаваемый мир и позволяющие предвидеть и предсказывать объекты и другие сущности реального и воображаемого мира. При всём разнообразии способов категоризации — психологическом, логическом, математическом и других — всегда существует главная проблема: на основании каких критериев осуществляется эта операция и какие категории являются главными, определяющими. Её решение не сводится к классификации на основе понятий и терминов языка, но варьируется и приобретает специфику в конкретных областях, разрабатывающих свои теории категоризации и открывающих множество особенностей этой фундаментальной проблемы. В психологии категоризация рассматривается, главным образом, в контексте теории восприятия (Дж. Брунер) как базовый акт, тесно связанный с языком, сохраняющий социокультурный опыт и позволяющий расширять пределы непосредственно получаемой информации. Соответственно, категоризация является свойством познания вообще, поскольку воспринимаемый объект как единичное обретает предметный смысл только через соотнесение с некоторыми общими категориями, иначе он оказался бы «погребённым в безмолвии индивидуального опыта». Именно с умением сопоставлять признаки объекта с эталонной системой категорий Брунер связывает возможность адекватного отражения мира в восприятии и подтверждает это примерами сенсорной категоризации, упорядоченной по шкалам. Верность сенсорной оценки зависит от предварительного усвоения категорий и процесса категоризации. Чем адекватнее системы категорий, построенные для кодирования среды, тем больше возможностей предсказания новых свойств и объектов. Включённость восприятия в деятельность придаёт познаваемым предметам и отношениям социокультурные значения; например, естественное время обретает черты социального, а в идеальном плане становится «возможным передвигаться» во времени в различных направлениях. Разъединение действительности на настоящее, прошлое и будущее предстаёт как отделение их от субъекта, и тем самым — как «категоризация жизни на события, ситуации» посредством чувственных обобщений при решении чувственно-практических проблем. В целом происходит концептуализация действительности — создание концептуальных, категориальных схем с сохранением первичных оценок, тесно связанных с субъектом. Они имеют силу только в рамках данного контекста, события, ситуации и соответственно не являются рациональными теоретическими абстракциями. Результаты, полученные психологией, стали основанием для исследования категоризации во многих других областях. Обращение к этой проблематике стимулировалось двумя фундаментальными процессами: «лингвистическим поворотом» в философии (см. Философия) и в гуманитарных формах познания, а также переосмыслением самого языка как объекта изучения, существующего в единстве познания (когниции) и коммуникации. Каким образом бесконечное разнообразие действительности охватывается конечным числом языковых форм? Этот вопрос стал одним из центральных в когнитивной лингвистике, в частности во вновь складывающейся прототипической семантике, где поиск ответа опирается на два допущения:
Наличие такого ядра позволяет образовываться категориям не только по полному совпадению свойств, но и по той или иной степени их сходства или подобия. Между членами категорий нет равенства, но есть мотивированная связь друг с другом, и от ядерных смыслов можно перейти к периферийным путём умозаключений (Дж. Остин). Категория возникает, существует и развивается, ориентируясь на лучший образец (прототип) и устанавливая определённую иерархию признаков, однако возможны и ситуации, близкие обыденному сознанию, когда господствуют отношения по типу «семейного сходства» (Л. Витгенштейн). В отличие от понятий, созданных в системе отношения «род — вид» по правилам формальной логики (см. Логика формальная) и обобщающих существенные свойства и отношения, при создании «естественных» категорий образуются категории-концепты. Концептом называют некоторую целостную содержательную, оперативную единицу, своего рода образ, гештальт (Дж. Лакофф), «квант структурированного знания» (Е. С. Кубрякова), элементы которого вычленяются в зависимости от разных задач. Концепт может быть репрезентирован представлением, схемой, понятием, фреймом, сценарием и так далее. Понимание языка как единства когниции и коммуникации, выражаемое, в частности, через фундаментальный процесс категоризации, может стать предпосылкой и основанием для становления и развития методологии наук о духе и наук о культуре (см. Культура). Одновременно опыт когнитивной лингвистики, исследующей фундаментальную операцию категоризации как универсальную во всех видах познания, даёт новые возможности для более глубокого понимания, в том числе в философии, природы категорий, универсалий вообще, а также для обогащения и развития эпистемологии с опорой на гуманитарные науки. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|