Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Инфиниция

Наиме­нова­ние: Инфиниция (образовано от латинского слова: infinitus — бесконечное).
Опреде­ление: Инфиниция — это понятие постфилософского дискурса, обозначающее отсроченную дефиницию, которая определяет некоторое понятие и вместе с тем демонстрирует его неопределимость.
Текст: Авторы: М. Н. Эпштейн. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 07.12.2017.

Инфиниция — это понятие постфилософского дискурса, обозначающее отсроченную дефиницию, которая определяет некоторое понятие и вместе с тем демонстрирует его неопределимость. Инфиниция демонстрирует множественность возможных определений предмета и одновременно недостаточность каждого из них и невозможность полного определения как такового. Понятие инфиниции может быть связано с понятием актуальной бесконечности и парадоксами теории множеств у Г. Кантора, а также с теоремами К. Гёделя о неполноте.

Инфинициями изобилуют писания Лао-цзы, Чжуан-цзы и других даосистских мыслителей; сочинения по апофатической теологии, в частности, трактаты Псевдо-Дионисия Ареопагита; работы Жака Деррида и других последователей деконструкции. Инфинировать (to infine) — «беспределять», снимать предел, откладывать определение, простирать его в бесконечность. Например, обычно инфинируются (а не дефинируются) такие понятия как «дао», «диферанс», «деконструкция»…

Примеры указанных инфиниций:

«Дао производит полноту и пустоту, но не есть ни полнота, ни пустота; оно производит увядание и упадок, но не есть ни увядание, ни упадок. Оно производит корни и ветви, но не есть ни корень, ни ветвь» […] Не-Начало сказало: Дао нельзя услышать: то, что можно услышать, не Оно. Дао нельзя увидеть: то, что можно увидеть, не Оно. Дао нельзя выразить в словах: то, что можно выразить в словах, не Оно. Знаем ли мы Бесформенное, которое даёт форму форме? Таким же образом Дао не допускает быть названным». Чжуан-цзы.

«Мы уже должны были отметить, что differance не есть, не существует, оно не есть присутствие-бытие в какой-либо форме; и нам придётся также очертить всё то, что оно не есть, то есть всё; и следовательно, оно не имеет ни существования, ни сущности. Оно не исходит из какой-либо категории бытия, всё равно — присутствия или отсутствия». Ж. Деррида. Differance.

Точно так же и деконструкция, по Деррида, не есть ни анализ, ни критика, ни метод, ни методология, ни набор правил, ни акт, ни операция, и наконец: «Что не есть деконструкция? Конечно, всё! Что есть деконструкция? Конечно, ничто!» Ж. Деррида. Письмо к японскому другу.

В экзистенциальной психологии «Я» — это функция ухода, смещения, предмет не дефиниции, а инфиниции. Инфиниция может относиться не только к теоретическим определениям, но и к правилам социального поведения, нравственным максимам, самоопределению. Например, в советскую эпоху многие граждане, не желающие ни поддерживать государственный режим, ни бороться с ним, интуитивно следовали правилу-инфиниции: «ничему не противостоять, ни с чем не отождествляться».

Библио­графия:
  1. E. Berry, M. Epstein. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication. — NY, St. Martin’s Press (Scholarly and Reference Division), 1999, p. 141.
Источник: Инфиниция. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 07.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7341
Авторы статьи: © М. Н. Эпштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.