Наименование: | Инфиниция (образовано от латинского слова: infinitus — бесконечное). |
Определение: | Инфиниция — это понятие постфилософского дискурса, обозначающее отсроченную дефиницию, которая определяет некоторое понятие и вместе с тем демонстрирует его неопределимость. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Связанные концепты: |
Дефиниция Имя Термин Понятие Значение |
Текст статьи: © М. Н. Эпштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Инфиниция — это понятие постфилософского дискурса, обозначающее отсроченную дефиницию, которая определяет некоторое понятие и вместе с тем демонстрирует его неопределимость. Инфиниция демонстрирует множественность возможных определений предмета и одновременно недостаточность каждого из них и невозможность полного определения как такового. Понятие инфиниции может быть связано с понятием актуальной бесконечности и парадоксами теории множеств у Г. Кантора, а также с теоремами К. Гёделя о неполноте. Инфинициями изобилуют писания Лао-цзы, Чжуан-цзы и других даосистских мыслителей; сочинения по апофатической теологии, в частности, трактаты Псевдо-Дионисия Ареопагита; работы Жака Деррида и других последователей деконструкции. Инфинировать (to infine) — «беспределять», снимать предел, откладывать определение, простирать его в бесконечность. Например, обычно инфинируются (а не дефинируются) такие понятия как «дао», «диферанс», «деконструкция»… Примеры указанных инфиниций:
В экзистенциальной психологии «Я» — это функция ухода, смещения, предмет не дефиниции, а инфиниции. Инфиниция может относиться не только к теоретическим определениям, но и к правилам социального поведения, нравственным максимам, самоопределению. Например, в советскую эпоху многие граждане, не желающие ни поддерживать государственный режим, ни бороться с ним, интуитивно следовали правилу-инфиниции: «ничему не противостоять, ни с чем не отождествляться». |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|