Наименование: | Атрибут (образовано от латинского слова: attributio — свойство, признак, сказуемое). |
Определение: | Атрибут — это неотъемлемое (неотчуждаемое) свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Связанные концепты: |
Акциденция Модус Субстанция |
Текст статьи: © M. M. Новосёлов. Д. В. Пивоваров. В. О. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Атрибут — это неотъемлемое (неотчуждаемое) свойство предмета, присущее ему во всех состояниях и при любых условиях, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Понятие «атрибут» противоположно по-своему смыслу таким понятиям, как «акциденция» (см. Акциденция) и «модус» (см. Модус), которые обычно определяют как случайное и/или временное, преходящее, несущественное, изменчивое состояния предмета. Уже Аристотель отличал постоянные состояния от случайных, преходящих («Метафизика», IV). В дальнейшем под атрибутом понималось то, что необходимым образом присуще материальной или духовной субстанции (см. Субстанция); то, что существенным образом выражает природу вещи и достаточно для её идентификации (узнавания, распознавания). В традиционной логике (см. Логика) атрибутом называют отличительный признак вещи (differentiae), с той, однако, разницей, что, говоря об атрибутах вещи, подразумевают не видовое, а субстанциальное отличие: «любая разница, созданная какими угодно отличиями, составляет инаковость; но нечто другое получается только в том случае, когда две вещи разделены субстанциальным отличием» (Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М., 1990, с. 79). Такое различение, конечно, принципиально, если под субстанциями понимать только индивиды (Аристотель). Однако оно непринципиально, если мыслить субстанцию как инвариантный аспект любой сущности, в том числе и абстрактной (см. Абстракция), включая роды и виды (Платон). В последнем случае понятие «атрибут» является классификационным понятием (см. Классификация) и, таким образом, относительным, а не абсолютным в том его метафизическом толковании, которое ему нередко придавали в средневековой и новой философии. Например, по отношению к виду «треугольник» предикат «иметь три стороны» является атрибутом, а равенство суммы углов двум прямым атрибутом не является. Но по отношению к виду «треугольник в евклидовом пространстве» ситуация по существу иная — как раз равенство суммы углов двум прямым является отличительным признаком вида «плоский треугольник», хотя этот признак и не входит в определение общего понятия «треугольник». С современной точки зрения классификационное значение термина «атрибут» следует, |
|