Наименование: | Априоризм (образовано от латинского слова: а priori — из предшествующего). |
Определение: | Априоризм — это философская концепция, согласно которой в сознании человека изначально содержится знание, полученное им до опыта и независимо от него, причём эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием. |
Раздел: | Концепты научного дискурса Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Наука Философия |
Связанные концепты: | Априори и Апостериори |
Текст статьи: © В. С. Швырёв. Ф. Н. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Априоризм — это философская концепция, согласно которой в сознании человека изначально содержится знание, полученное им до опыта и независимо от него, причём эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием (см. Априори и Апостериори). Таким образом, априоризм утверждает идею «априори» в познании, действии, чувствовании. Термин «априоризм» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту, хотя истоки самой идеи априоризма содержатся уже в античной философии. Так, в учении об анамнезисе (воспоминании) Платона утверждается, что некоторые знания (например, математические теоремы, человеческое сознание, «душа») можно при определённом усилии вспомнить, то есть воспроизвести, актуализировать независимо от восприятия каких-либо феноменов реального опыта. Таким образом, Наиболее последовательное выражение как гносеологическая и логико-методологическая доктрина априоризма получает в классическом рационализме Нового времени у Р. Декарта и Другая линия эволюции классического априоризма связана с трактовкой И. Кантом априорного момента в познании как синтезирующей формы, исходной конструктивной схемы, которая наполняется апостериорным содержанием и придаёт научному знанию его всеобщий и необходимый характер. В априоризме Канта нашёл специфическое выражение действительный факт предпосылочности научного познания, обусловленности его в каждый данный момент времени некоторой системой исходных принципов, представляющих собой квинтэссенцию оснований накопленного к этому времени познавательного опыта (в современной методологии науки это «парадигмы» у Т. Куна, «твёрдые ядра исследовательской программы» у И. Лакатоса, «научные картины мира»). Если учение Канта об априорных категориях рассудка представляет собой некую канонизацию традиционной системы философских категорий, идущей ещё от Аристотеля и схоластов, то концепция так называемых априорных основоположений рассудка канонизирует в качестве непреложных принципов научно-теоретического познания исходные постулаты современной Канту евклидово-ньютонианской «научной картины мира». Последующая история науки убедительно показала, с одной стороны, недопустимость абсолютизации и догматизации каких-либо конкретных научных парадигм и картин мира, Развитие философии и методологии науки в XX веке, связанное, в частности, с появлением конвенционалистских и прагматистских трактовок исходных принципов научно-теоретического знания, приводит к возникновению понятия прагматического или функционального априори, которое сочетает признание особой методологической роли исходных постулатов с признанием лишь относительной независимости исходных принципов от опыта. «Априорность» при этом теряет свой первоначальный смысл гносеологического понятия независимости от опыта и становится лишь весьма условным обозначением особой роли исходных теоретических принципов высокой степени общности в системе научного знания. | |
Библиография | |
---|---|
| |