Наименование: | Антиципация (образовано от латинского слова: anticipacio — предвосхищение, предугадывание). |
Определение: | Антиципация — это понятие философского дискурса, означающее предвидение или предвосхищение в той или иной форме будущих событий, являющееся при этом непосредственным и не представляющее собой вывода из другого знания. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Текст статьи: © С. В. Воробьёва. В. В. Васильев. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Антиципация — это понятие философского дискурса, означающее предвидение или предвосхищение в той или иной форме будущих событий, являющееся при этом непосредственным и не представляющее собой вывода из другого знания. В философии (см. Философия) и логике (см. Логика) термин «антиципация» чаще всего употребляется в следующих смыслах:
Впервые термин «антиципация», который в древнегреческом языке транскрибируется как «пролепсис» (πρόληψις — предположение, предчувствие, предвидение), в соответствии с этимологией данного термина был введён в стоической школе. Согласно учению стоиков, между всеми вещами существует рациональная необходимая связь. Каждая вещь образует необходимое звено в цепи причинных связей. Гипотетическая пропозиция (импликативное высказывание вида A → B) является логическим выражением необходимой связи, доминирующей во Вселенной. В истинной гипотетической пропозиции A → B следствие B мыслится потенциально заключающимся в первой части пропозиции A, то есть A антиципирует B. Аналогично стоики истолковывали умозаключения (см. Умозаключение), утверждая, что явления антиципируют невоспринимаемые вещи (или знак антиципирует обозначаемое). Общие родовые понятия стоики считали продуктами воображения, которым ничего не соответствует в действительности. Впоследствии термин «пролепсис», первоначально принадлежавший стоической школе, был заимствован в ослабленном значении эпикурейцами (в связи с этим Цицерон в сочинении «О природе богов» ошибочно указывает, что термин «пролепсис» впервые был введён Эпикуром). У эпикурейцев «пролепсис» означал только хранящееся в памяти общее представление, или природное родовое понятие, «предпонятие», являющееся вторичным, после ощущений, критерием истины. В философии И. Канта вводится понятие антиципации восприятия (Antizipationen der Wahrnehmung), которым называется положение обо всём том, что можно познать в каждом ощущении до самого ощущения. Общая формулировка всех антиципаций восприятия по первому изданию «Критики чистого разума» Канта следующая: «Во всех явлениях ощущение и реальное, соответствующее ему в предмете (Realitas Phaenomenon), имеет интенсивную величину, то есть степень». Во втором издании «Критики» Кант даёт сходное определение «принципа» всех антиципаций: «Во всех явлениях реальное, составляющее предмет ощущения, имеет интенсивную величину, то есть некоторую степень». По Канту, антиципации восприятия генетически связаны с категориями качества (реальность, отрицание, ограничение) и относятся к классу «математических» основоположений рассудка, которым присуща интуитивная достоверность. Доказательство схематизированного (то есть представленного в темпоральной форме) принципа антиципаций восприятия основано на экспликации Кантом структурных особенностей ощущения предметов во времени, в частности феномена «наполненности» времени. В современной философии рациональной деятельности под антиципацией понимается конкретное действие, целью которого является трансформация |
|