Наименование: | Методологический анархизм. |
Определение: | Методологический анархизм — это философско-методологическая концепция (связанная, главным образом, с именем П. Фейерабенда), в основании которой лежит утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в первую очередь свободе от «методологического принуждения», то есть от претензий научной методологии на универсальность и объективность. |
Раздел: | Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса |
Дискурс: | Методология Наука |
Субдискурс: | Методология науки |
Текст статьи: © В. Н. Порус. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Методологический анархизм — это философско-методологическая концепция (связанная, главным образом, с именем П. Фейерабенда), в основании которой лежит утверждение об абсолютной свободе научного творчества (см. Наука), в первую очередь свободе от «методологического принуждения», то есть от претензий научной методологии (см. Методология науки) на универсальность и объективность. Подобные претензии, согласно методологическому анархизму, являются реликтом идеологии (см. Идеология), которая понимается как своеобразная «светская» религия. Познание направляется к идеалу истины, следуя непреложным законам и правилам, которые универсальны в силу самой природы человеческого разума, его причастности законам мироздания. Однако это не более чем иллюзия, исчезающая при непредвзятом рассмотрении истории науки. Наиболее важные и плодотворные идеи и результаты в науке достигались именно тогда, когда мыслители отказывались следовать тому, что в соответствующие эпохи считалось «очевидными» и «бесспорными» методологическими правилами (античный атомизм, коперниканская революция, электромагнитная теория поля, современная физика микромира и так далее), и шли своим оригинальным путём. Безграничное свободное творчество ума, изобретающего способы решения проблем и оценивающего их по успешности результатов, а не по соответствию законам и правилам, есть высшая ценность человеческого познания и человеческого бытия в целом. Методологический анархизм выступает против любых форм фундаментализма и «джастификационизма» в теории познания (см. Гносеология). В науке нет ни фундаментальных теорий, ни «эмпирического базиса». Результаты наблюдений «сами по себе» не имеют эмпирического значения — оно приписывается им теориями, с которыми связаны наблюдения (тезис о теоретической «нагруженности» наблюдений). Следовательно, наблюдения не могут ни подтверждать, ни опровергать теорию; так называемые «решающие эксперименты» на самом деле только указывают на возможность дискуссии между соперничающими теоретическими конструкциями. Сами теории — изобретения, которые по конвенции применяются как инструменты решения проблем. Они не только не опровергаются опытом, но Наиболее эффективна такая конкуренция, доступ к которой не ограничен монополией научных элит (каждая из которых стремится выдать свои концептуальные и методологические средства за универсальный метод); чем больше конкурентов, тем жёстче прагматические требования к предлагаемым теоретическим альтернативам (принцип плюрализма и «пролиферации», то есть размножения теорий), тем меньше опасность догматизма и, следовательно, деградации науки. В этом смысле «нормальная наука» Т. Куна есть симптом упадка, тогда как «революционная» или «кризисная» наука есть свидетельство расцвета и повышения творческой продуктивности. Единственным универсальным критерием участия в процессе научных инноваций является «вседозволенность» (anything goes). В конкурентной борьбе участвуют не только научные идеи, но Методологический анархизм не является «методологическим нигилизмом»; в нём отрицается не роль метода (см. Метод), а его «диктатура», абсолютизация; не выбор наилучшей методологии (см. Методология), а свободная конкуренция методов и идей является стратегией научной рациональности. Эта стратегия соединяет в себе черты прагматизма, инструментализма и релятивизма. Основные тезисы, на которые опирается методологический анархизм, были подвергнуты критике различными философско-методологическими направлениями: научными реалистами, критическими рационалистами, структуралистами. Идеи методологического анархизма перекликаются с некоторыми постмодернистскими интерпретациями науки. | |
Библиография | |
---|---|
| |