Наименование: | Абсолютизация (образовано от латинского слова: absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный). |
Определение: | Абсолютизация — это операция мышления, направленная на создание абстрактных сущностей (абстракций) наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Наука Философия |
Связанные концепты: |
Абстракция Абсолют Абсолютное и относительное |
Текст статьи: © С. В. Воробьёва. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Абсолютизация — это операция мышления (см. Мышление), направленная на создание абстрактных сущностей (см. Абстракция) наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, не обладающие временным и пространственным онтологическими статусами, существующие «сами по себе». Самостоятельное развитие абсолютизация получила в идеалистических философских системах и религиозно-мистических концепциях, где она сопряжена с поиском вечной, бесконечной, духовной первоосновы мира, выражаемой пограничным понятием (Святой Дух, Абсолютный Дух, Абсолютное Я, Дао, Логос, Сущее и другие — см. Абсолют). Такого рода языковые конструкции, описывающие принципы причинности и первого основания, принимаются в качестве реальных принципов восприятия, понимания, реконструкции действительности. Представление о самостоятельном существовании пустоты, или вакуума, имевшие место в научных изысканиях Нового времени, нашли отражение в идее существования «абсолютного пространства», не связанного с чем-либо внешним, безусловного, что было критически воспринято Г. В. Лейбницем, утверждавшим, что «не существует пространства без материи». В науке (см. Наука) абсолютизация подразумевает придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах («абсолютно твёрдое тело», «абсолютно непроводящее тело», «абсолютная величина» и другие). В этом смысле абсолютизация — достижение определённой полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания. |
|