Наименование: | Качество. |
Определение: | Качество — это философская категория, выражающая существенную определённость предмета, не отделимую от самого факта его существования как данного предмета. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Субдискурс: | Онтология |
Связанные концепты: |
Категория Количество |
Текст статьи: © А. Л. Никифоров. А. А. Грицанов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Качество — это философская категория, выражающая существенную определённость предмета, не отделимую от самого факта его существования как данного предмета. В практико-ориентированных дискурсах качество чаще всего понимается как некоторое многообразие существенных признаков, особенностей и свойств рассматриваемого предмета, которые придают ему определённость и отличают его от других предметов. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли (см. Философия). Впервые понятие качества было подвергнуто развёрнутому анализу Аристотелем, который проанализировал философские категории (см. Категория) «качество» и «количество» (см. Количество). Аристотель связывал качество вещи с её сущностью: «… сущность связана с качеством, а качество имеет определённую природу» («Метафизика», 1063 а 25). Качеству (вопрос: «какое?») Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врождённых, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (Локк Дж. «Опыт о человеческом разуме». — Сочинения в Развитием аристотелевского определения качества является его характеристика Г. В. Ф. Гегелем как непосредственной определённости вещи, тождественной с её наличным бытием (Гегель Г. В. Ф. Сочинения. — М., Л., 1929. Т. 1. С. 157). Гегель поясняет: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть» (Там же). Например, лёд, теряя своё качество, превращается в жидкость. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к «для-себя-бытию», а количество — как ступень перехода от чистого количества через определённое количество к степени. Эксплицируя содержание категории «качество», Гегель вводит понятие «определённости» как эмпирической презентации качества, «свойства» как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчёта, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и «границы» как феномена дифференцированности качества от других качеств. Гегелевское понимание качества в дальнейшем вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами главным образом в связи с законом перехода количественных изменений в качественные. В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, то есть форма, величина, цвет, объём и так далее. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время всё тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестаёт быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|