Наименование: | Политика (греческое слово: πολιτική; образовано от греческого слова: πόλις — город, городская община, государство). |
Определение: |
Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.
Автор определения: В. О. Бернштейн, А. И. Симонов.
|
Раздел: | Концепты политического дискурса |
Связанные исследования: |
Рейтинг стран мира по уровню демократии Рейтинг стран мира по уровню политических свобод |
Текст статьи: © А. П. Огурцов. В. О. Бернштейн. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Понятие политикиПолитика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти. В институциональном контексте политика понимается как сфера деятельности, направленная на реализацию власти внутри государства и между государствами. В этом смысле политика нередко отождествляется с деятельностью государственного управления, с принятием решений, социальным руководством, выдвижением и достижением государственных целей. Подобное отождествление коренится в ограничении политики институтами власти и присуще широко распространённому институциональному направлению в общественных науках, однако его правомерность представляется сомнительной, поскольку политическая деятельность характерна для любых организованных социальных групп, а не только для государственных институтов. В обыденном сознании политика отождествляется преимущественно с борьбой за власть и реализацией власти по поводу распределения внутри общества различных благ. Термин «политика» (πολιτική) греческого происхождения, обозначавший в античной культурной традиции искусство управления государством. Образован от слова «полис» («πόλις»), которое применялось для обозначения городской общины (включая её прилегающие владения), конституирующей себя в качестве политической формации, общности, города-государства — особой формы самоорганизации общества, типичной для Древней Греции. Понятие «политика» подразумевало то, что относится к полису, то есть полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и частных; при этом предполагалось решение этих дел сообща, через коллегиальные органы или уполномоченных лиц. Определение «πολιτικός» означало и гражданина полиса, и полисный строй, и было синонимом гражданской и политической культуры. Глагол «πολιτο» означал приобщение гражданина полиса к общественным, государственным делам. Существительное «πολιτεια» означало общественно-государственный строй полиса, основанный на «власти большинства» (форме общественного управления, при которой большинство осуществляет правление в интересах общей пользы). В общественных науках и общественно-ориентированных дискурсах термин «политика» используется в нескольких значениях:
Многообразие подходов к определению существа политики и его содержания объясняется тем, что сфера политики представляет собой чрезвычайно сложное многоаспектное образование. Отсутствие единого подхода к пониманию феномена политики исторически обусловлено многовариантностью представлений о его природе, каждое из которых даёт собственный образ политического, а также объективными особенностями самой политической сферы — широкой дифференциацией видов политической деятельности, политических систем, методов государственного управления, форм государственного устройства, политических институтов, традиций политической мысли, разнообразием политической терминологии и так далее. Поэтому современное понимание политики складывается в результате развития множества подходов. В системе общественных наук политика изучается различными дисциплинами: политической философией, политической экономией, политической социологией, политической психологией, политической географией и другими. Каждая из этих дисциплин обладает самостоятельным полем исследования тех или иных аспектов политики. В целом, совокупность исследовательских направлений политики интегрируется научной дисциплиной политологией. Необходимость политики обусловлена динамикой социальной жизни и диктуется реальными потребностями общества в поиске фундаментальных основ и мировоззренческих представлений, регулирующих жизнедеятельность человеческих сообществ. Политика возникает там и тогда, где и когда нет всеобщего согласия, но есть потребность в общей позиции, согласованном поведении и упорядочении общественных отношений. Поэтому основная функция политики заключается в поиске и реализации вариантов согласования отдельных интересов в рамках общего. В этом смысле политику можно рассматривать как систему взаимодействия субъектов по поводу согласования их интересов при принятии общего решения. Таким образом, любая сфера общественной жизни в той или иной степени сопряжена с политикой. В структуре политики выделяются:
Институциональный механизм политики воплощается в политической системе, которая объединяет организованные стороны политической жизни и представляет собой комплекс политически обусловленных общественных институтов, складывающиеся между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы. Динамизм политики, реализующейся через политическую систему, находит выражение в политическом процессе — совокупной деятельности субъектов политических отношений в рамках политической системы. Выделяются четыре стадии политического процесса:
Развитие политикиСтановление и развитие политики как специфической сферы общественной жизни связано с формированием механизмов коллективной жизнедеятельности человеческих сообществ. Политика как специфическая форма деятельности формировалась вместе с развитием организованных и осознающих свои интересы социальных общностей, которое привело к необходимости регулирования общественных отношений через осуществление власти. История развития политики может рассматриваться как:
На первых порах человеческой истории политика составляла органичную часть социокультурного контекста и не вычленялась как специфическая сфера человеческой деятельности; скорее она отождествлялась с организацией общественной жизни в целом. В ходе развития политической практики и дискурса в системе социальных отношений выделяется специфическая сфера политической активности, появляются теоретические конструкции, схематизирующие смысл и направленность социально обусловленных действий (в том числе и политических), происходит обособление политики в особую область общественной жизни, развитие специфических политических практик со своими нормами и регулятивами, а также автономизация политического дискурса от комплекса философских дискурсов. Развитие политической мысли в АнтичностиВ античной культурной традиции политика рассматривалась в контексте космического мироустройства и утверждения социального порядка, в котором представлен человек со своими гражданскими добродетелями. Область политики охватывала государство и государственное управление, а учение о политике строилось на основе этических принципов справедливости, блага, долженствования. Наиболее значительные учения о политике в Античности развиты Платоном и Аристотелем. Платон в диалоге «Политик» (Πολιτικός, 370–360 до Новой эры) приводит взгляд Сократа на политику как на «искусство управления людьми». Позднее Аристотель рассматривал политику в двух основных аспектах: с одной стороны, политика — как учение о правильном государственном устройстве; с другой стороны, политика — как разумное государственное управление ради всеобщего блага. Аристотель считается основоположником системного учения о политике, так как до его всеобъемлющего осмысления политики как общественного феномена существовали только относительно разрозненные суждения и, конечно, сама политическая практика, однако системного учения о политике не было. Его трактат «Политика» в восьми книгах (Πολιτικά, 335–322 до Новой эры) объединил начала социальной и политической философии, а также теории общественного устройства и государственного управления. Основная задача, которую поставил перед собой Аристотель в «Политике», — теоретическое построение идеального полиса и его оснований. В своей работе он опирается на разработку умозрительных схем в сочетании с анализом существующих политических институтов и политической практики. Аристотель считает государство естественным образованием, организованным ради общего блага, а человека называет «существом политическим» (ζῷον πολιτικόν). Государственное управление рассматривается им как органическое сочетание политики и власти, и это понимание политики как формы политической власти, связанной с государством, сохраняется до настоящего времени в форме её институционального толкования. Рассуждения Аристотеля о формах государственного устройства обусловлены представлением о том, что власть в государстве может быть сосредоточена либо у одного, либо у некоторых, либо у большинства. Отсюда происходят три «правильные» (то есть справедливые — нацеленные на реализацию общего блага) формы государственного правления: монархия (власть одного), аристократия (власть немногих — лучших представителей общества), республика (или, как называет её Аристотель, — полития; власть большинства, осуществляемая через коллегиальные органы и уполномоченных представителей). Соответственно, каждой из этих «правильных» форм государственного правления соответствует её «неправильная» (то есть несправедливая — нацеленная на реализацию не общего блага, а интересов лиц, облечённых властью) форма: монархии — тирания (власть одного, осуществляемая в его интересах), аристократии — олигархия (власть немногих, осуществляемая в их интересах), республике — демократия (власть малоимущих, осуществляемая в их интересах) (Аристотель. Политика III). Согласно Аристотелю, население государства состоит из малоимущего (или неимущего) большинства и богатого меньшинства; первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения общественных смут он предлагает укреплять «средний класс», то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной», которые предпочитают правление в интересах общей пользы. Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: Законодательный орган; Должностной орган; Судебный орган (Аристотель. Политика IV). В целом, в античной мысли политическое действие и политические отношения отождествлялись с социальными действиями и отношениями. Политическое действие ориентировано на общее благо, которое представлено в государстве. Государство — это совокупность традиций, обычаев и правовых норм. Правовые законы распадаются на две части, одна из них регулирует гражданские действия, другая систему государственной власти, выборность государственных лиц и так далее. Основание этих законов — в справедливости. Тем самым практика государственного управления укореняется в моральности не только потому, что касается моральных качеств правителей, но и справедливости актов управления. Развитие политической мысли в РимеВ эпоху Римской республики политика отождествлялась с делами гражданской общины (civitas) и с реализацией таких добродетелей, как мужество (virtus), справедливость (ius), почёт (honos) и свобода (libertas). Законность создаёт человеческую общность, республику богов и людей (Цицерон. De leg. 1.7, II 4). Цицерон в диалоге «О государстве» обсуждает вопросы наилучшего государственного устройства, даёт философско-этическое обоснование идеи государства с помощью понятия «справедливость», характеризует качества и обязанности правителя-реформатора (rector rei publicae), развивает учение Полибия о смешанной форме государственного устройства как наилучшей. В диалоге «О законах» он выясняет сущность права, выводя его из законов природы, рассматривает законы управления государством, причём подчёркивает, что закон — мерило права и бесправия, объединитель людей в общество и связующее звено между людьми и богами. В эпоху Римской империи проблемы политики рассматривались под углом зрения ценностей «Вечного Рима», всеобщего и универсального порядка (taxis) и источников правовых институций и норм, поэтому наиболее актуальной проблематикой была легитимация императорской власти и разумность государственного правления. Авторитет — источник власти и права. Принцепс не отличается от сенаторов и магистраторов ничем, кроме масштаба авторитета, приобретённого гражданскими заслугами. Император является источником права и высшей апелляционной инстанцией. Так, для Тацита правитель — первый гражданин, ему он противопоставляет тирана (Анналы, IV, 33). Постепенно происходит сакрализация императорской власти, со времён Августа утверждается культ императоров, отождествляемых с солнцем и соединяющих в себе черты боговдохновенного мудреца, пророка, провидца, справедливого правителя и полководца. Религиозные культы императоров, ставших великими понтификами, и были формой легитимации государственной власти в эпоху Римской империи, способом утверждения сложившегося политического порядка. Развитие политической мысли в ВизантииВ Византии политика отождествлялась с искусством и наукой государственного управления. Так, в диалоге «О политической науке», приписываемого Петру Патрикию (VI век), рассматриваются законы монархического государства, выборность императора, Сената, взаимоотношение церкви и государства, структура органов управления и правосудия. Однако решающей для Византии является обоготворение власти императора. Для Евсевия, Агапита, Юстиниана императорская власть — слуга Бога и не ограничена законом, а сам император — помазанник Божий. Наряду с этим возникают достаточно сложные отношения между законодательством, которые привели, с одной стороны, к сакрализации власти императора и к его притязаниям быть одновременно и василевсом, и священником, a с другой стороны, утверждение независимости и целостности двух властей — светской и церковной, одна из которых руководит телами, другая — душами людей (Иоанн Цимисхий, X век) и отказ от идеи божественного происхождения императорской власти у Плифона, Николая Кавасилы (XIII век), Феодора Метохита (XIV век), пришедших к идее переноса суверенитета и полномочий народа императору. Император получает власть из рук своих подданных. Поэтому считается столь важным осмыслить качества подлинного правителя и цель политики — заботу о всеобщем благе (например: Константин VII Багрянородный. Об управлении империей, XX век; Кекавмен. Советы Василевсу, XI век). Но к этому времени происходят значительные изменения в структуре власти: публичная политическая власть всё более и более эмансипируется, формируются различные политические институты и партии, государственный аппарат и профессиональное чиновничество, вес которых во внутренней политике империи существенно повышается. Соответственно этому происходят изменения и в политическом дискурсе, в котором начинает проводиться различие между двумя видами права — позитивным правом, имеющим дело с гражданским законодательством и управлением магистратами, и нормами власти, представленной императором и определяющих характер политического устройства и органов власти (Михаил Эфесский, XII век; Димитрий Хоматиан, XIII век). Теократическое обоснование самодержавной власти всё более замещается идеями симфонии между церковной и светской властями и договорного происхождения права и государства («Исагог» Фотия, IX век; «О присяге» Мануила Мосхопула, XIV век). Развитие политической мысли в Средние векаВ эпоху Средневековья доминировал совершенно иной — религиозно-теологический — характер этического обоснования политики. Средневековая мысль исходила из учения Августина о существовании двух Градов — небесного и земного, соответственно которым существуют и два типа власти — церковная и земная. Августин, проведя различие между земным и божественным Градами и связывая первый с себялюбием, а второй — с любовью к истинному благу — Богу, задал совершенно иную перспективу в легитимации политики государства с помощью сакральных авторитетов, и, прежде всего, авторитета христианской церкви как мистического тела божия и веры. В этом измерении политическое действие, выраженное в управлении государством, ориентировано на блаженство и спасение. Бог — источник блаженства, справедливости и власти, по определению которого возникают и поддерживаются земные государства (О Граде Божием IV, XIV 28). Таким образом, Бог — творец государства. Если в земном Граде «господствует похоть господствования», то в божественном Граде «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчинённые, повинуясь», царствует любовь, радеющая об общем и потому неизменяемом благе, делающая из многих одно сердце, «единодушное повиновение, основанное на любви» (Августин. О Граде Божием, т. 3. — М., 1994, с. 63, 70). Поэтому христианство отказывается от негативного отношения к земной жизни и к государству, и санкционирует власть. «Всякая власть от Бога» — таковы слова апостола Павла. Речь идёт не только о естественной необходимости государства, но и о религиозном санкционировании церковью государственной власти. В центре её внимания проблема религиозного оправдания и легитимации социально-политического порядка и определение места человека в нём. В средневековой теологии утверждается идея доминирования духовного начала, представленного христианской церковью, над земным и имперским. Теократическое обоснование власти связано не только с усилиями Карла Великого создать Священную Римскую империю, но и с поисками религиозно-этического обоснования государства, авторитет и деятельность которого были поставлены на службу божественного права, догматов христианской религии и её предписаний. Линия, соединяющая в себе религиозную легитимацию императорской власти с требованием уважения со стороны власти закона и справедливости, представлена у Иоанна Солисберийского (XII век), для которого король — образ Бога, он выше закона и сам является законом. Фома Аквинский в работе «О правлении государей» (De regimine principim ad Regem Cypri, 1266) обсуждает проблемы происхождения государства, многообразных форм правления, их достоинства и недостатки, наилучшие формы правления, соотношение церковной и светской власти. Усматривая цель человеческого общества в достижении вечного блаженства, он подчёркивает, что для её достижения усилий правителя недостаточно, необходимы усилия священников и папы, которым должны подчиняться все земные правители: «Служение царству Иисуса, поскольку духовное отделено от земного, вручено не земным правителям, а священникам и особенно папе римскому, которому все цари христианского мира должны подчиняться как самому Господу Иисусу Христу» (De regimine I 14). Земная власть должна заниматься внешними действиями людей, направленными на общее благо, а церковная власть — на управление душами людей, на установление и улучшение благой жизни. В XIII и особенно в XIV веке начинается процесс автономизации политической власти государства от церковной власти и поиск новых оснований легитимации государственного управления и политики. Это прослеживается в комментариях Альберта Великого к «Политике» Аристотеля. У. Оккам в ряде своих работ — «Краткая беседа о могуществе папы» (Breviloquium de potestate papae, впервые издано: Париж, 1937), «Компендиум заблуждений папы Иоанна XXII» (Compendium errorum papae Joannis XXII, 1335–1338), «О могуществе императоров и епископов» (Dialogus inter magistrum et discipulum de imperatorum et pontificum potestate 3 v., 1343–1339) — проводит мысль о двух началах и истоках власти: папская власть ограничена, власть принадлежит церкви как общине верующих и авторитет её обусловлен чистотой веры, светская власть не нуждается в санкционировании папской властью и император не является вассалом папы. Эта линия, связанная с поисками секуляристской легитимации власти с помощью идеи светского авторитета, справедливости, договора, переноса суверенитета, находит своё выражение в работах В. Уиклифа «О власти папы» и «О долге государя», Данте «О монархии», который подчёркивал, что «власть империи вовсе не зависит от церкви» (Малые произведения. — М., 1968, с. 310–312), Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» (Париж, 1576), который называет государством сообщество семей, усматривает в авторитете и разуме принципы государственного управления, а в абсолютной монархии — лучшую форму государственной власти. Развитие политической мысли в эпоху ВозрожденияВ эпоху Возрождения представители гуманизма видели в справедливости (ustitia) не только моральную и правовую добродетель, но и основание политики. Тем самым политика и система государственного управления получала правовую и этическую санкцию. Сфера политического действия получала у них философско-антропологическое и этическое обоснование, поскольку они подчёркивали достоинство человека, его гражданскую активность, новые этические ценности. Государственность и согласие политических сообществ основываются на законности, на равенстве людей перед законом. Политика не просто этически окрашена, она пронизана моралью. Среди проблем политики, которые обсуждались мыслителями Возрождения, — место человека в обществе, справедливые и несправедливые формы правления, общее благо как ведущая ценность общества, наилучшие качества правителя, не превращающие его в тирана, правовые нормы и институции, обеспечивающие поддержание и функционирование государственно-политической системы. Л. Бруни в работах «Восхваление Флорении» (1405–1406) и «О Флорентийском государстве» (1439) подчёркивал рациональность структуры государственной власти во Флоренции, выборность всех государственных органов, создание магистратур для поддержания законности и правосудия, коллегиальность в принятии решений, обратив внимание на то, что республика превращается в аристократическую олигархию. В предисловии к своему переводу «Политики» Аристотеля он отмечал, что среди предписаний морального учения виднейшее место занимают понимание того, что такое государство и общество, знание того, благодаря чему сохраняется и от чего гибнет гражданское общество, описание различных форм государств, управления ими и путях их сохранения. М. Пальмиери в «Речи о справедливости» (1437 или 1440) и диалоге «Гражданская жизнь» (1430-е годы) называл справедливость основой согласия и порядка, выделив два её типа: 1) «равенство для равных» и «неравенство для неравных» и 2) распределительную справедливость, связанную с воздаянием по заслугам и пропорциональностью налогообложения. Среди всех форм политической деятельности он особо выделял ту, которая совершается ради усиления и блага отечества. Д. Манетти в «Речи о справедливости» (1444) называл справедливость добродетелью, которой «держится небо и управляется земля и ад» (Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения, XV век. — М., 1985, с. 138) и выделял два её типа — относящуюся к обмену и обращению и распределительную справедливость, связанную с раздачей должностей, званий и почестей. Д. Аччайуоли в «Речи перед Синьорией» (1469) называл справедливость универсальной светоносной добродетелью, направленной на благо других и на общее благо государства. Эта «божественная добродетель, ниспосланная небесами нам» (там же, с. 148) является нормой и мерой любой деятельности человека, тем знаменем, которое указывает лучший и совершенный тип правления. Ф. Пандольфини в речи перед Синьорией 13 июля 1475 года называл справедливость божественной и благородной добродетелью, прямо связывал с ней существование и процветание государства. А. Ринуччини в «Диалоге о свободе» (1479) связал свободу с равенством граждан перед законом. В речи 15 января 1484 года Ф. Гвиччардини ставит животворность справедливости выше, чем небесное солнце, усматривая в благе справедливости основу миропорядка, душу и тело всякого общества и те узы, которые придают природе и государству должный порядок, определяют каждому своё место и связывают все воедино. В дальнейшем в развитии политического дискурса наметились две тенденции, одна из которых, представленная А. Ф. Дони, А. Бручоли и завершаемая Т. Мором и Ф. Бэконом, строила социально-политические утопии о наилучшем государстве, вынося его за пределы политической реальности, а другая стремилась освободить политический дискурс от норм официальной морали (Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини). В противовес политическим деятелям и мыслителям, размышлявшим о государственном устройстве Флорентийской республики, в Венеции и Милане реализовалась власть патрициата — аристократических семей. Поэтому политический дискурс в этих городах свёлся или к апологии этих семей (У. Дечембрио «О государстве»), или к культу государственности, долга перед отечеством, святости законов (Сабеллико. История Венеции от основания города, 1486). Г. Контарини в работе «Республика и магистраты Венеции» (1544) даёт не только апологию власти аристократической олигархии, но и описание государственно-административных институтов (многоступенчатой системы выборов Большого Совета, Сената, коллегий), причём подчёркивает, что гражданские права принадлежат только свободным, а ремесленникам, торговцам и слугам нельзя доверить власть. Он предлагает определённые меры по укреплению власти нобилитета — знати по крови. Д. Джаннотти в диалоге «О республике венецианцев» (1525–1526), отстаивая идею смешанного правления (stato misto), предлагает меры по реорганизации системы управления во Флоренции, где утвердилась тирания Медичи, — создать коллегиальный орган оптиматов (Совет), различные коллегии (Совет двенадцати, Совет десяти, судейскую коллегию), сделать пожизненной должность правителя — гонфалоньера. Это и позволило бы, по его мнению, сформировать объединение свободных людей — citta. Автономизация политики от этики связана с именем Н. Макиавелли. Его произведение «Государь» (1532) представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключается в создании мощного единого государства, а утверждение и сохранение власти связано с его умением отступать от справедливости и добра во имя благой цели. Доминирующим здесь оказывается принцип эффективности («цель оправдывает средства»). Тем самым, он впервые поставил философский вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности. Н. Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных субъектов, наличие соответствующим образом организованной политической власти, учреждений и законов. Осмысление проблем политики, по его убеждению, должно перестать регулироваться нормами богословия и этики. Он называет политику «практической наукой», которая должна занимать доминирующее положение в мировоззрении государственного деятеля, поскольку она разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. В этом смысле Н. Макиавелли выступил основоположником функционально-технологического принципа отношения к социальному миру: последний может быть преобразован с помощью политики. Таким образом, «человек политический» представляет собой разновидность «человека технологического», имеющего претензию менять мир и управлять миром по-своему разумению. В дальнейшем функционально-технологический подход к политике был (в тех или иных формах) положен в основания политической мысли Запада. В противовес Н. Макиавелли, его критики, в частности И. Жантийе в работе «Анти-Макиавелли» (Женева, 1576) и П. Риваденейра в книге «Христианский государь» (Мадрид, 1595), не приемля автономизацию политики от морали, настаивали на их тесной взаимосвязи, усматривали благо государства в хорошем правлении и всеобщем согласии, стремились утвердить религиозную санкцию государственной власти. Но даже в католической Испании идея божественного происхождения власти короля встретила оппозицию со стороны, например, X. Мариана, который в книге «О короле и об институтах королевской власти» (Толедо, 1599) провёл чёткое разделение двух сфер управления обществом: папская власть управляет духовной жизнью, земная власть — мирскими делами, и говорил о возможности их объединения узами любви и взаимного согласия. Развитие политической мысли в эпоху Нового времениВ социальной философии Нового времени усиливается тенденция автономизации политики от морали и идентификация политики как сферы управления государством и обществом. Наряду с этим сохраняется и тенденция, истолковывающая политику в широком смысле и включающая в себя этические основания — осмысление общего блага, гражданских добродетелей и так далее. Т. Гоббс, отделяя политику от морали, включает в философию политики анализ таких проблем, как свобода и власть, причины возникновения государства — объединения людей, согласующих их волю и направляющих их к одной цели, причины распада государств и формы государственного правления (Гоббс Т. Сочинения, т. 1. — М., 1965, с. 81). Он рассматривал государство как способ преодоления «войны всех против всех», присущее естественному состоянию, и как гарант человеческих прав в обществе. Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» (1670) и «Политическом трактате» (1677) подчёркивал связь политики как государственного управления с властью и силой, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей, со свободой человека, осуществляющейся в государстве. Д. Локк, проводя различие между естественным и гражданским состоянием, исследовал политику с точки зрения развития единых политических организмов — государств, а также анализировал формы государственного устройства, принципы и цели правления. Согласно Д. Локку, естественное право совпадает со здравым смыслом, а свобода — с реализацией прав человека на жизнь, собственность и защиту в государстве. Для Ш.-Л. де Монтескьё политика — исследование различных форм и принципов правления; по его мысли трём формам правления соответствуют три вида добродетелей: страх — деспотии, честь — монархии, подлинная добродетель — республике. Д. Юм подчёркивал, что «политика рассматривает людей как объединённых в общество и зависимых друг от друга» (Юм Д. Сочинения, т. 1. — М., 1965, с. 81). В эссе «О том, что политика может стать наукой», «О происхождении правления», «О гражданской свободе», «Идея совершенного государства» он обсуждал достоинства и недостатки различных систем правления, фундаментальные принципы правления, генезис государства, те изменения, которые следует осуществить в английской системе правления, чтобы приблизить её к наиболее совершенному образцу. Д. Дидро связывал политику с проблемами сохранения власти, которая может быть основана или на насилии, или на согласии народа (Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. — М., 1994, с. 434–440). То, что политика образует специфическую и самостоятельную область общественной жизни, не совпадающую по своим нормам и регулятивам, по своим ценностям ни с моралью, ни с религией, ни с экономикой, было осознано уже в первой половине XVIII века: в трудах А. Э. К. Шефтсбери, посвящённых этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам, мораль была понята как автономная от политики область, а М. Мендельсон подчеркнул автономность государства от религии, поскольку государство, вводя законы, взывает к силе, обязывает и принуждает, а религия, формулируя заповеди, взывает к любви и милосердию, учит и убеждает. А. Смит отделил учение о государстве от теории национальной экономики, правда, позднее К. Маркс введёт политическое измерение в исследование экономической жизни и будет говорить о политической экономии. И. Кант, проведя различие между юридически-гражданским (политическим) и этически-гражданским состоянием, связывал возникновение политических отношений между людьми с подчинением их в общественном порядке публичным правовым законам, которые имеют принудительный характер (Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980, с. 163). Тем самым сфера политики совпадает у него с гражданско-правовым состоянием, с политической общностью, представленной в государстве и его правовых законах. Для И. Г. Фихте политика — это применение учения о праве к существующим формам государства. Г. В. Ф. Гегель включает в «Философию права» (1821) рассмотрение проблем гражданского общества и государства, но, отождествляя государство с действительностью нравственной идеи, возрождает уже преодолённое этическое обоснование политики. В этот же период начинает проводиться различие между государством и обществом, каждое из которых становится специальной областью исследований — политологии и социологии. Уже представители немецкого романтизма сравнивали государство с машиной насильственной власти, а общество — с организмом. В. Гумбольдт обратил внимание на пределы государственной деятельности. А. Сен-Симон проводит различие между общественной организацией и делом управления, О. Конт — между учениями о функционировании социальных систем (социальная статика) и их развитием (социальная динамика), которые противопоставляются социальной политике — программе социального действия. А. Шеффле провёл различие между управлением и политикой, которая имеет дело не с существующими правилами и предписаниями, а с решениями, находящимися в процессе становления и ведущими к новообразованиям. Таким образом, происходит всё большая автономизация политики как специфической сферы общественной жизни от социальной системы в целом, от проблем управления, политической теории от социологии и от теории государственного управления. Развитие политической мысли в XX векеВ XX веке активизируется формирование самостоятельных областей политического знания и соответствующей практической деятельности. В начале XX века решающей линией в трактовке политики как самостоятельной сферы общественной жизни становятся различные варианты осмысления политики как системы властных отношений и институтов власти. Государство и власть оказывается теми феноменами, с помощью которого осмысляется вся область политики. В ряде исследований политики особо подчёркивается регулирующая роль государства в жизни общества. Такой подход характерен, в частности, для В. И. Ленина, который называл политикой «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач содержания и деятельности государства». М. Вебер в первом приближении определял политику как «стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение её между группами внутри государства», а в более широком смысле «способность добиться послушания у других людей, безотносительно к тому, на чём основано это послушание». Основными компонентами политики, по М. Веберу, являются: 1) наличие властвующих субъектов, то есть тех, кто осуществляет власть; 2) наличие подвластных субъектов, то есть тех, над кем осуществляется власть; 3) нормы властвования, то есть основные законы, процедуры, правила; 4) санкции за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение. За каждым из четырёх элементов стоят соответствующие институты и принятые образцы поведения; в ходе исторического развития они меняются. Разнообразие этих институтов и форм поведения фиксируются в понятии политической системы. Процессы рационализации принятия решений в демократических режимах власти были проанализированы К. Манхеймом. Сам феномен власти получает различную трактовку — или как власти элит, или как власти доминирующего класса, или как поля, пронизывающего все виды взаимодействия людей. Так, для В. Парето политика связана с формами правления, движущей силой которых является циркуляция (круговорот) элит. Эта же линия продолжена Г. Моска, для которого политическая наука — это наука о правящем классе или элите. Причём эта форма политического устройства присуща, по их мнению, не только деспотии, но и демократии. Й. Шумпетер выдвигает идею «элитарной демократии». Представитель аналитической психологии С середины Значительные достижения естественных и технических наук в начале XX века и многочисленные проблемы политики этого времени породили идею технократии, которая подразумевала, что представители наук, доказавшие способность решать сложнейшие проблемы естественного мира, могут добиться этого и в области политики и управления обществом. В основе технократического взгляда на мир лежит методология научно-технического детерминизма, абсолютизирующая развитие науки и техники и представляющая их как основу социального прогресса. Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, и возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю: впервые идея общества, управляемого носителями знания, встречается у Платона, который в труде «Государство» отстаивает тезис о том, что государством должны управлять носители знания — сословие философов. В Новое время идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона. Развитие собственно технократических концепций связывается с именем Т. Веблена, который считается основоположником технократии, и ряда его последователей — Дж. Берхема (революция управляющих), Г. Саймона (научно-управляющее общество), Дж. Гэлбрейта (техноструктура), Д. Белла (постиндустриальное общество), Б. Беквита (экспертократия), Зб. Бжезинского (технотронное общество). В дальнейшем технократия трактуется в трёх аспектах: во-первых, как концепция политической власти, основанной не на идеологии, а объективном научном знании; во-вторых, как тип социально-политического устройства общества, практически реализующего принципы этой концепции; в-третьих, как социальная группа носителей научного знания (технократов), выполняющих функции управления в обществе. В целом, технократия не получила практической реализации, так как выраженные в политике социальные закономерности существенно отличаются от естественных законов, которые изучает наука. На практике, будучи включёнными в систему власти, представители технократического направления в политике становились либо техническими экспертами, либо «традиционными» политическими деятелями, принимавшими «традиционные» правила политической игры. В то же время, концепция технократии получила воплощение в корпоративной среде и системах управления организациями, которые функционируют на иных началах, чем политические механизмы. Во второй половине XX века процесс рационализации и концептуализации политической мысли заметно усилился. В современной политической науке, которая окончательно выделилась из философии, проводится различие между политической наукой и политической философией как выявлением оснований политики (Л. Штраус), подчёркивается связь политики с опытом человека и культурой общества (Р. Коллингвуд, Р. Оукешотт), выявляются особенности политической культуры демократии, понятой как распределение образцов ориентации относительно политических объектов среди граждан нации (Г. Алмонд), раскрывается значение самоуправления в механизме власти (Э. Кардель), проводится системный анализ динамики политических систем (Д. Истон), многообразия политических институтов как механизма власти и подчинения (М. Дюверже), демократии как полиархии элит, сформированных по критерию заслуг (Д. Сартори). В политической науке осознается своеобразие политических систем, не сводимых ни к государству, ни к устройству управления (А. Турэн). Структурный функционализм (Т. Парсонс), исходя из оппозиции процесс-структура, рассматривает власть как ядро политической системы, которое пронизывает все остальные подсистемы общества (экономическую подсистему, подсистему интеграции и поддержания культурных образцов, процессы институционализации власти). Этой линии, подчёркивающей интегрирующую функцию политики в обществе, экономике и культуре, противостоит другая линия, акцентирующая конфликтный характер современного общества с его различными группами интересов, партиями, классами, сообществами. Так, для Р. Дарендорфа, отстаивающего идеалы нового либерализма и приоритет социального государства, гарантирующего в отличие от политической демократии минимальный уровень цивилизованного существования, конфликт — творческая основа общества. В теории коммуникационного действия Ю. Хабермаса коммуникация понимается как источник политической власти, а её легитимность, испытывающая в наши дни кризис, достигается благодаря политической системе. Согласно М. Фуко, власть в обществе рассредоточена и осуществляется из бесчисленных микролокальных точек в сети отношений власти. В противовес институционализму, отождествляющему политику с системой институтов власти, М. Фуко исходит из допущения континуума власти, где государство является общей рамкой дисциплинарных институтов и отношений власти. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|