Наименование: | Вестибуляция (образовано от латинского слова: vestibulum — площадка перед домом, передняя в доме, вход в дом). |
Определение: | Вестибуляция — это понятие постфилософского дискурса, выражающее процесс пребывания мышления в условной точке входа в определённое место. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Субдискурс: | Мышление |
Текст статьи: © Ю. М. Романенко. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Вестибуляция — это понятие постфилософского дискурса, выражающее процесс пребывания мышления (см. Мышление) в условной точке входа в определённое место. Эта точка принципиально неустойчива, в ней происходит вибрация возможностей, что требует волевого выбора одной из них и «решимости на первый шаг». Такое состояние К. Ясперс называл «пограничной ситуацией», в которой актуализируется экзистенция человека, а М. Хайдеггер определял как постановку «предельного вопрошания», ставящего под вопрос самого человека. С физиологической точки зрения вестибуляция рассматривается как функционирование вестибулярного аппарата организма (органа равновесия), ответственного за определение изменения положения тела в пространстве, а также направления и ускорения движения. Расстройство этого органа приводит к дезориентации, головокружениям и тошноте, парализуя разум и волю человека. С онтологической и гносеологической точек зрения вестибуляция характеризует присутствие воли в акте ума, осуществляющего проекцию мысли в область непознанного. Посредством ментальной вестибуляции разум сохраняет самотождественное равновесие в условиях неравновесной динамики познавательной деятельности. Мыслящий самое себя Ум-Перводвигатель, согласно Аристотелю, вестибулирует, пребывая на входе в своё место; именно поэтому его невозможно эмпирически однозначно локализовать в пространстве Космоса в соответствии с принципом «соотношения неопределённостей» координаты и импульса. Вненаходимое присутствие Ума-Перводвигателя позволяет ему управлять космическими телами посредством некоего ненаблюдаемого «потрясения» его материи, согласно интуициям Анаксагора, Гераклита, Платона и других мыслителей. В мифологии это состояние выражено орфическим образом Фанеса-Протагона, являющегося «ключом ума». |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|