Вестибуляция

Наиме­но­ва­ние:Вестибуляция (образовано от латинского слова: vestibulum — площадка перед домом, передняя в доме, вход в дом).
Опреде­ле­ние:Вестибуляция — это понятие постфилософского дискурса, выражающее процесс пребывания мышления в условной точке входа в определённое место.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Вестибуляция — это понятие постфилософского дискурса, выражающее процесс пребывания мышления (см. Мышление) в условной точке входа в определённое место. Эта точка принципиально неустойчива, в ней происходит вибрация возможностей, что требует волевого выбора одной из них и «решимости на первый шаг». Такое состояние К. Ясперс называл «пограничной ситуацией», в которой актуализируется экзистенция человека, а М. Хайдеггер определял как постановку «предельного вопрошания», ставящего под вопрос самого человека.

С физиологической точки зрения вестибуляция рассматривается как функционирование вестибулярного аппарата организма (органа равновесия), ответственного за определение изменения положения тела в пространстве, а также направления и ускорения движения. Расстройство этого органа приводит к дезориентации, головокружениям и тошноте, парализуя разум и волю человека.

С онтологической и гносеологической точек зрения вестибуляция характеризует присутствие воли в акте ума, осуществляющего проекцию мысли в область непознанного. Посредством ментальной вестибуляции разум сохраняет самотождественное равновесие в условиях неравновесной динамики познавательной деятельности. Мыслящий самое себя Ум-Перводвигатель, согласно Аристотелю, вестибулирует, пребывая на входе в своё место; именно поэтому его невозможно эмпирически однозначно локализовать в пространстве Космоса в соответствии с принципом «соотношения неопределённостей» координаты и импульса. Вне находимое присутствие Ума-Перводвигателя позволяет ему управлять космическими телами посредством некоего ненаблюдаемого «потрясения» его материи, согласно интуициям Анаксагора, Гераклита, Платона и других мыслителей. В мифологии это состояние выражено орфическим образом Фанеса-Протагона, являющегося «ключом ума».

Библиография

  • E. Berry, M. Epstein. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication. — New York, St. Martin’s Press (Scholarly and Reference Division), 1999. — p. 141.
Выходные сведенияЮ. М. Романенко. — Вестибуляция / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7342

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.