Наименование: | Антипсихологизм. |
Определение: | Антипсихологизм — это парадигмальная установка, постулируемая модернизмом и в особенности постмодернизмом, которая заключается в программной элиминации субъективного фактора при интерпретации феноменов культуры и отрицании всякой положительной роли психологических феноменов, идей и приёмов. |
Раздел: | Концепты психологического дискурса Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Культура Психика Философия |
Текст статьи: © М. А. Можейко. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Антипсихологизм — это парадигмальная установка, постулируемая модернизмом Традиция антипсихологизма в современной её артикуляции берёт своё начало в визуальном искусстве с программной ориентации и художественной практики позднего экспрессионизма, осуществившего радикальную переориентацию с презумпции выражения субъективного состояния художника на презумпцию выражения сущности объекта «как он есть» (Э. Л. Кирхнер) — вплоть до стратегии «деформации формы» как средства проникновения за феноменологическую видимость к ноуменальной сущности объекта (от Дж. Энсора к Э. Хеккелю, Э. X. Нольде, В. Кандинскому и К. Шмидту-Ротлуффу). Классическими произведениями антипсихологизма этого периода могут рассматриваться: серия «Портреты городов» О. Кокошки, визуальный ряд которой определяется не презумпцией чувственно-эмоционального их восприятия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, культуры и традиций, а также офорты М. Бекмана, понятые как «наборы визуальных шифров». Далее тенденция антипсихологизма находит своё содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определённые идеи Платона, И. Канта и В контексте данной установки интенция кубизма на антипсихологизм объективируется в программе антивизуализма: принципиальное «отрицание наивного реализма» предполагало в кубизме «отказ от зрения» как традиционной основы живописи с её презумпцией перспективы и ракурса видения объекта. Призыв П. Пикассо «Уважайте объект!» предполагает восприятие последнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассоциаций, имеющих субъективно-психологическую подоплёку. Согласно кубистской концепции творчества, художник должен быть «чист» и независим от собственного, личного и личностного видения объекта, — в позднем кубизме конституируется так называемая «секта чистых», или «пуризм» (не случайно А. Сальмон сравнивал кубизм с религией гугенотов). В контексте развития антипсихологизма кубистская «война против зрения» (П. Пикассо) может быть рассмотрена как выражение идеи элиминации субъекта — в данном случае субъективной точки зрения — в предельно простом, оптико-топографическом её понимании. По оценке Г. Аполлинера, в кубизме «художники, не будучи более ограниченными Своего апогея в рамках модернизма стратегия антипсихологизма достигает в таком направлении, как футуризм с его сформулированным В неклассической философии антипсихологизм находит своё развитие не только в философии искусства (например, в анализе «дегуманизации искусства» у Х. Ортеги- Наиболее явно позиция антипсихологизма проявилась у представителей французского структурализма. Так, М. Фуко указывал, что стремится представить формы мышления без субъекта, поэтому его не интересуют психологические операции, ему не надо раскрывать намерения автора и выяснять формы его духа. Его исследования нацелены на реконструкцию интерсубъективных структур мысли типа эпистемы. В целом современная философия констатирует парадигмальный поворот в интерпретации самого феномена субъекта: не только психологически артикулированный (так называемый «вожделеющий») субъект фрейдистского типа, но и рациональный субъект типа декартовского уступает место деперсонифицированной презентации культурных смыслов (языка); по оценке Ж. Деррида, неклассическая философия практически осуществила деструкцию таких задающих саму идею субъективности феноменов, как «самодостаточность и самоналичие». Идущая от философского и художественного модернизма (от структурного анализа и дадаизма прежде всего) линия антипсихологизма как растворения субъективности в семиотическом пространстве языка находит своё развитие в философии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодернизм формулирует следующим образом: «взломать пока ещё столь герметическую преграду, которой удерживает вопрос о письме. под опекой психоанализа» (Ж. Деррида). Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик письма и чтения, последние задают семиотическое пространство, в рамках которого «производимое действие совпадает с переживаемым воздействием; пишущий пребывает внутри письма, причём не как психологическая личность, а как непосредственный участник действия» (Р. Барт). Утрата субъектом психологической артикуляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и деперсонифицируется (становится «кодом, | |