Наименование: | Этика апробативная (образовано от латинского слова: approbatio — одобрение). |
Определение: | Апробативная этика — это собирательное наименование теорий морали, в которых под добром понимается то, что получает санкцию какого-либо авторитета. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты социального дискурса |
Дискурс: |
Общество Философия |
Субдискурс: | Этика |
Текст статьи: © О. Г. Дробницкий. А. А. Гусейнов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Апробативная этика — это собирательное наименование теорий морали (см. Мораль), в которых под добром понимается то, что получает санкцию какого-либо авторитета (см. Авторитет), то есть повелевается или одобрено им. В зависимости от того, кто или что считается таким авторитетом (Бог, моральное чувство человека или общество), апробативная этика подразделяется на теологические, психологические и социально-апробативные теории. Примером первых может служить этическое учение неопротестантизма, где высшим законом морали считается безусловная воля Бога. Концепции второго вида получили название теории нравственного чувства. Создателями социально-апробативной этики являются французские социологи Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль. Согласно их концепции «коллективных представлений», моральные оценки и предписания лишены какого-либо объективного и познавательного смысла и основаны лишь на том, что они санкционированы властью общества. Поэтому бесполезно пытаться доказать их истинность научно. Впоследствии психологическое и социально-апробативное понимание явлений морали привело к их скептической и нигилистической интерпретации в логическом позитивизме и эмотивизме. В целом, теории апробативной этики отрицает наличие объективных критериев оценки в морали, что влечёт за собой отказ от paционально-критического отношения человека к своим собственным или бытующим в обществе нравственным представлениям, принятие их на основе слепой веры или субъективной склонности. |
|