Наименование: | Антропологизм (образовано от греческих слов: ἀνθρώπος — человек; λόγος — слово, рассуждение, учение). |
Определение: | Антропологизм — это философская концепция, которая рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре и самом человеке. |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Связанные концепты: | Антропоцентризм |
Текст статьи: © Е. В. Петушкова. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Антропологизм — это философская концепция, которая рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии (см. Бытие), природе (см. Мир), обществе (см. Общество), культуре (см. Культура) и самом человеке. В концепциях антропологизма человек предстаёт как исходный пункт и конечная цель философии. Основанием антропологизма служит антропоцентризм (см. Антропоцентризм). При этом антропологизм, в отличие от антропоцентризма, отправным пунктом своего анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Крупнейшие представители антропологизма Нового времени — К. А. Гельвеций и Л. А. Фейербах, который и разработал антропологизм как методологический философский принцип. Принцип антропологизма ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на «тело» и «душу». Начиная со второй половины XIX века разрабатываются идеалистические варианты антропологизма (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Антропологизм испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа З. Фрейда. В современной западной философии антропологизм стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и другие). Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (гуманитарных дисциплин). Однако антропологизм, несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность антропологизма проявляется, прежде всего, в его абстрагированности от социальной сущности человека и его деятельности как общественно существа. Как методологический принцип антропологизм получил распространение в социологии, этике, эстетике. |
|