Наименование: | Амбивалентность (образовано от латинских слов: ambi — двойное, двойственное, с обеих сторон; valentia — сила). |
Определение: | Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств и установок, обладающих равной силой и объёмом. |
Раздел: |
Концепты социального дискурса Концепты психологического дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Наука Психика Общество |
Текст статьи: © В. И. Овчаренко. Ю. Н. Давыдов, А. П. Огурцов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств, мыслей и установок, обладающих равной силой и объёмом. Термин «амбивалентность» было введён в научный оборот в начале XX века швейцарским психоаналитиком Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является патологическая склонность субъекта отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. Ныне это понятие широко используется и за пределами психологии (например, в социально-гуманитарных науках) в более широком смысле, подразумевая противоречивость, неоднозначность того или иного явления, свойства, действия, отношения, оценки и так далее. В обыденной жизни понятие амбивалентности часто используется для обозначения разнообразных противоречивых или двойственных, неоднозначных чувств и отношений. Блейлер выделил три основных типа амбивалентности:
Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия амбивалентности было осуществлено в психоаналитическом учении З. Фрейда. Согласно Фрейду, амбивалентность является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из наиболее важных характеристик душевной жизни людей. При этом, амбивалентность выступает преимущественно в виде амбивалентности чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и так далее, одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд видел в амбивалентности особенность инфантильной эмоциональной жизни, сохранившейся в бессознательном взрослого человека. Он считал, что до определённого уровня амбивалентность естественна и вполне нормальна, тогда как высокая степень амбивалентности чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчёркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, Психоаналитическая концепция амбивалентности получила определённое подкрепление в аналитической психологии К. Г. Юнга, в которой понятие амбивалентности использовалось для характеристики противоположных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и других проблем. Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р. К. Мертона, который истолковывает её с помощью таких понятий как «социальная роль», «статус», «конфликт ролей». Считая источником психической амбивалентности социальную амбивалентность, Мертон вычленяет ряд её социальных типов:
Свою теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту. |
|