Наименование: | Генетически-конструктивный метод. |
Определение: | Генетически-конструктивный метод — это теоретический метод построения и развития научной теории, основанный на конструировании идеальных (абстрактных) теоретических объектов и мысленных экспериментах с ними. |
Раздел: |
Концепты методологического дискурса Концепты научного дискурса |
Дискурс: |
Методология Наука |
Субдискурс: |
Методология науки Методы научного познания |
Связанные концепты: |
Конструкт Теория |
Текст статьи: © В. С. Стёпин. С. С. Гусев. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Генетически-конструктивный метод — это теоретический метод построения и развития научной теории (см. Теория), основанный на конструировании идеальных (абстрактных) теоретических объектов и мысленных экспериментах с ними. В отличие от аксиоматического метода, при котором осуществляются логические действия над высказываниями, описывающими некоторую область объектов (предметов и явлений), генетически-конструктивный метод предполагает оперирование непосредственно с идеальными объектами — так называемыми конструктами (см. Конструкт). В данном контексте термин «конструкт» используется для указания на некую абстрактную модель (идеальный объект, порождаемый теоретическим сознанием и существующий лишь в языке соответствующих концептуальных систем). Процесс развития теории включает мысленные эксперименты с такими объектами, фиксируемыми в соответствующей знаковой форме и взятыми как конкретно наличные. В научном познании (см. Наука) объекты такого рода служат средством представления знаний о тех характеристиках изучаемого фрагмента действительности, которые невозможно непосредственно наблюдать ни при каких условиях. Введение в структуру теории идеальных моделей позволяет эффективно использовать такое познавательное средство, как мысленный эксперимент. Представляя абстрактные объекты в некоторой знаковой форме, исследователь может вносить в неё определённые преобразования, вводить в их содержание характеристики, не обнаруженные эмпирическим путём, рассматривать интересующие его сущности в таких условиях, которые в реальной обстановке могут быть невозможными. Всё это позволяет увидеть изучаемый объект в каком-то новом ракурсе и обнаружить такие способы его описания, которые ранее оставались не задействованными. Такие возможности обусловлены тем обстоятельством, что значение конструктов определяется не посредством Генетически-конструктивный метод наиболее эффективно применяется в сфере математических исследований, поскольку современная математика в меньшей степени, нежели другие области знания, опирается на результаты непосредственного взаимодействия с предметно-реальной действительностью. Однако и в дисциплинах, преимущественно ориентированных на экспериментальное исследование, генетически-конструктивный метод часто оказывается вполне правомерным. В таких науках генетически-конструктивный метод основан на операциях с абстрактными объектами теоретических схем — особыми моделями, включаемыми в состав теории, относительно которых затем формулируются положения теории. При этом использование конструктов в содержательных концепциях оказывается возможным при условии их определённой корректировки, учитывающей особенности реальных предметов и явлений, теоретическим отображением которых и являются идеальные объекты. Хотя основная сфера применения данного метода связана с естествознанием, он достаточно часто используется и в гуманитарных науках. Концептуальная система, построенная с помощью генетически-конструктивного метода, выступает в роли эталонного образца при разработке целого ряда частных теорий, опирающихся на непосредственные эмпирические результаты исследований. Она задаёт способ формулировки соответствующих познавательных проблем и определяет направление поиска решения возникающих задач. При формировании развитых научных теорий образцы автоматически включаются в их состав в процессе обоснования. Развитым теориям обычно предшествуют теоретические знания меньшей степени общности (частные теоретические схемы и сформулированные относительно них законы). Построение обобщающих теорий осуществляется путём последовательного синтеза частных теоретических схем и соответствующих им законов. В этом процессе теоретические схемы перестраиваются и включаются в состав обобщающей теории. На завершающем этапе синтеза, когда сформулирована фундаментальная теоретическая схема, осуществляется доказательство того, что в ней аккумулировано основное содержание всего обобщаемого теоретического материала. Процесс такого доказательства предполагает конструирование соответствующих частных теоретических схем на базе фундаментальной и вывод из фундаментальных законов теории обобщаемых законов меньшей степени общности. В результате процесс обоснования демонстрирует приёмы редукции фундаментальной теоретической схемы к частным, выступая образцами решения теоретических задач. Ориентируясь на них, исследователь решает новые теоретические задачи. Таким образом, генетически-конструктивный метод выступает и как способ построения теории, и как способ её развёртывания, получения из основных её законов новых теоретических следствий. |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|