Наименование: | Арете (образовано от греческого слова: ἀρετή — добродетель, достоинство). |
Определение: | Арете — это термин античной [греческой] философии, переводимый обычно как «добродетель» и «достоинство», что, однако, не отражает исходного значения понятия арете — «собранность, слаженность, пригодность, добротность». |
Раздел: | Концепты философского дискурса |
Дискурс: | Философия |
Субдискурс: | Этика |
Текст статьи: © Ю. А. Шичалин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Арете — это термин античной [греческой] философии, переводимый обычно как «добродетель» и «достоинство», что, однако, не отражает исходного значения понятия арете — «собранность, слаженность, пригодность» (тот же корень в слове «гармония»; ср. у Diog. L. VIII 33 высказывание Пифагора о том, что арете — как и здоровье, всякое благо и бог — есть гармония); отсюда одно из основных значений арете — «добротность», «хорошее качество»: ещё у Платона наряду с развитой философской концепцией арете-добродетели встречается это употребление слова в таких выражениях как арете тела человека в целом и его отдельных органов, арете животных, земли, воды и так далее (ср. Resp. 601 d: «арете […] любой утвари, живого существа или действия»). Через значение «доблесть» (преимущественно воинскую) — качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку, — арете переходит к более отвлечённому значению высокого нравственного качества вообще для приобретения которого нужны специальные усилия. «Порок достигается легко, а овладеть арете трудно», — говорил ещё Гесиод (Оpp. 287); но к арете следует стремиться, поскольку «наслаждения смертны, арете бессмертны» (изречение, которое приписывал Периандру Деметрий Фалерский ар. Stob. III 1, 172). «Ни к чему не следует стремиться чрезмерно, середина лучше всего, — так, Кирн, ты обретёшь арете, которую добыть тяжело», — поучает Феогнид ( Однако при всей необходимости трудов для достижения арете, культивируемой мудрецом, она всегда есть некое природное свойство благородного человека: если деньги бог даёт и самому подлому человеку, то арете — удел немногих (Theogn. Платон, начиная диалог «Менон» с вопроса «можно ли научиться арете?», считает невозможным решить его на путях софистических подходов (99е: «Нет арете ни от природы, ни от учения, и если она кому достаётся, то по божественному уделу, помимо разума»). В «Государстве» Платон показывает ( При рассмотрении природы арете Аристотель также исходит из строения человеческой души. Поскольку в душе есть разумная и неразумная части (ἄλογον καὶ λογικόν), арете делятся (Eth. Nic. I 13, 1102a23–1103а10) на этические и дианоэтические, или арете нрава и ума (ἤθους καὶ διανοίας). Помимо этого Аристотель различает арете природные (φυσικαί) и арете в собственном смысле слова (κύριαι), причём вторые — в отличие от первых — невозможны без разума (Magn. Моr. II 7, 1206b18–29). Возвращаясь к традиционному пониманию арете как середины (Eth. Nic. II 6, 1107а: μεσότης), Аристотель трактует отдельные этические арете как среднее состояние между избытком и недостатком некоего качества в страстях и поступках (мужество — среднее между трусостью и безрассудной храбростью, воздержность — среднее между бесчувствием к удовольствию и распущенностью, и так далее); вместе с тем Аристотель подчёркивает сознательный характер арете: добродетели суть некий результат выбора (προαιρέσεις), или — не без выбора (Ibid., 4, 1106а3). Дианоэтические арете делятся, исходя из противопоставления в сфере ума знания (τὸ ἐπιστημονικόν) и рассуждения (τὸ λογικόν): цель первого — истина как таковая, достижимая благодаря науке (ἐπιστήμη) и уму (νοῦς); второго — истина, достижимая в поведении и творчестве благодаря искусству (τέχνη) и практической сметке (φρόνησις — Eth. Nic. VI 2, 1139a6 sqq). Стоики, усвоившие платоновское учение о четырёх основных арете, учили — в отличие от Платона и Аристотеля — о самодовлеющем значении арете для счастья | |
Библиография | |
---|---|
| |