Эмпирическое и теоретическое

Наиме­но­ва­ние:Эмпирическое и теоретическое.
Опреде­ле­ние:Эмпирическое и теоретическое — это взаимосвязанные категории научного дискурса, характеризующие две основополагающие формы научно-познавательной деятельности, а также структурные компоненты и генетические уровни научного знания, возникающие на основе этой деятельности.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Эмпирическое и теоретическое — это взаимосвязанные категории научного дискурса, характеризующие две основополагающие формы научно-познавательной деятельности, а также структурные компоненты и генетические уровни научного знания, возникающие на основе этой деятельности.

В основе типологии эмпирического и теоретического в науке лежит, прежде всего, выделение эмпирического и теоретического исследования как двух основных направленностей, установок научно-познавательной деятельности:

  1. эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект науки, каким он даётся благодаря наблюдению и эксперименту;
  2. теоретическое же исследование предполагает деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работу с различного рода концептуальными схемами и моделями.

Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретических исследований, ставит перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование, совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Теоретичность науки пропорциональна уровню развитости её понятийного аппарата и представляет собой не какую-то абсолютную, а степенную, генетическую характеристику. На эмпирической стадии науки — её классическим примером является опытное естествознание XVII–XVIII веков, а отчасти и XIX века — основным решающим средством формирования и развития научного знания являются эмпирическое исследование и последующая логическая обработка его результатов в эмпирических законах, обобщениях, классификациях и так далее. Однако уже и на этих ранних фазах истории науки осуществляется определённая деятельность, направленная на совершенствование и развитие исходной сетки научных абстракций, служащих основой для упорядочивания и классификации эмпирического материала. Дальнейшее развитие концептуального аппарата науки приводит к появлению таких логических форм, как типологии, первичные объяснительные схемы, модели и прочее, содержание которых выходит за рамки обобщения и сопоставления эмпирически данного, но не развёрнуто ещё во внутренне дифференцированные и в то же время целостные теоретические системы. Переход науки на собственно теоретическую стадию и связан с появлением такого рода систем. Он предполагает формирование особых теоретических моделей реальности типа, например молекулярно-кинетической модели газа, с которыми можно работать как с идеализированными объектами, что обеспечивает возможность относительно самостоятельного от эмпирии движения мысли в теоретическом слое понятий, в частности, установления путём мысленного эксперимента зависимостей между элементами теоретического идеализированного объекта, которые представляют собой теоретические законы, отличающиеся таким образом по способу своего происхождения и своей отнесённости к идеализированному объекту от эмпирических законов. Развитие, внутренняя дифференциация теоретического содержания, построение многослойных теоретических систем приводят к известному обособлению теоретического аппарата науки от её эмпирического базиса и порождают необходимость специальной работы по эмпирической интерпретации теории и теоретическому истолкованию эмпирических данных. Формирование внутренне дифференцированного теоретического содержания, развивающегося в относительной независимости от эмпирии, усложняет также на теоретической стадии науки и проблему эмпирического обоснования научного знания, которое выступает как сложный и многоактный процесс (гипотетико-дедуктивная модель, фальсификация) верифицируемости. Тем не менее, органические единство и взаимосвязь эмпирического и теоретического являются необходимым условием нормального функционирования и развития науки.

Выходные сведенияВ. С. Швырёв. — Эмпирическое и теоретическое / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7244

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.