Наименование: | Антропотехника (образовано от греческих слов: ἀνθρώπος — человек; τέχνη — искусство, мастерство, умение). |
Определение: | Антропотехника — это совокупность прикладных гуманитарно-технических знаний для работы с человеком с целью его конструктивного преобразования. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты технического дискурса |
Дискурс: |
Философия Техника |
Текст статьи: © В. В. Мацкевич. Ф. Н. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Антропотехника — это совокупность прикладных гуманитарно-технических знаний для работы с человеком с целью его конструктивного преобразования. Идея антропотехники возникает в XX веке как социально-философский ответ на вызов тоталитарных идеологий (см. Тоталитаризм), продемонстрировавших столь же эффективные, сколь и антигуманные возможности и технологии преобразования как отдельного человека, так и всего общества, осуществляемого с определёнными целями (как правило, утопического характера) по определённым социально-политическим программам (воспитание «нового человека»). Первые попытки формулировок технического (см. Техника) отношения к человеку возникали в рамках объяснительных, дескриптивных философских теорий (например, философская антропология М. Шелера). В рамках философско-социологического отношения к антропотехнике характерно формальное употребление категорий «человек» и «человеческое», направленное на формулировку принципов мышления об этом и решение проблемы принципиальной подверженности человека искусственным воздействиям и их ограничениям. Одним из ведущих мотивов для этих философских размышлений выступает расширение человеческих возможностей и границ. В первой половине XX века антропотехника эмансипируется от философии и начинает складываться как синтез педагогических, психотерапевтических, а иногда и эзотерических практик. В сферу антропотехники входят методы работы с сознанием, психическими процессами, телесностью из христианства с его практиками медитации и аскезы, а также из восточных религий и культов. Разрабатываются и изобретаются различные формы тренингов персонального развития: от аутотренинга до заимствования методов и элементов у-шу, йоги и других техник. По мере накопления знаний, методического оснащения и опыта происходит институционализация отдельных антропотехнических подходов. Иногда они институционализируются в традиционной деятельности, например в педагогике (например, вальдорфская педагогика), в психотерапии, иногда за пределами традиционной деятельности (например, в эзотерических, харизматических сектах, некоторых маргинальных группах, авангардистских течениях искусства). В своих крайних формах антропотехнические практики могут приходить в столкновение с законами государств и требуют правового регулирования. В конце XX века антропотехника всё больше начинает рассматриваться как философско-концептуальная рефлексия многочисленных форм воздействия на сознание, психическую организацию и телесность человека, по большей части не контролируемых в самих этих практиках. С развитием антропотехники существенно расширяются представления о человеке: человеческий феномен постепенно перестаёт рассматриваться как натуральный, природный, биологический и всё больше выступает как принципиальная возможность, потенциальность. Человек снова начинает рассматриваться в конструктивистских категориях «замысла», «проекта», «цели», «образа и подобия». |
|