Наименование: | Адекватность (образовано от латинского слова: adaequatus — приравненный). |
Определение: | Адекватность — это полное или предположительно полное соответствие (согласованность, равенство, эквивалентность) между двумя сущностями. |
Раздел: |
Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса |
Дискурс: |
Методология Наука |
Текст статьи: © В. С. Тюхтин. А. С. Бергман. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.02.2024. | |
Адекватность — это полное или предположительно полное соответствие (согласованность, равенство, эквивалентность) между двумя сущностями (см. Сущность). Наиболее распространённый пример адекватности — соответствие между идеей и её предметом. В теории познания знание или представление (отображение, образ) считаются адекватными, если они соответствуют оригиналу-объекту, к которому относятся, благодаря чему они имеют характер объективных истин. В этом контексте истина есть адекватность мышления бытию (Фома Аквинский: «Истина есть соответствие предмета и представления»). Адекватность, таким образом, представляет собой соответствие характеристик содержания образа, знания характеристикам оригинала. Такое соответствие во многом остаётся загадкой, поскольку подразумевает две различные сущности, как правило, не поддающиеся абсолютно надёжной [объективной] проверке. В научном познании особая роль принадлежит определению видов соответствия между структурами отображения и оригинала. В математизированном знании эти соответствия выражаются посредством математических отображений, или морфизмов, таких, как изоморфизм и гомоморфизм, гомеоморфизм (при отображении топологических отношений и структур), разные виды подобия и эквивалентности. Установление вида структур (пространственных, временных, физических, генетических и других) и видов их соответствий оригиналу лежит в основе разнообразной познавательной деятельности (моделирования, расчёта, прогнозирования, проектирования, конструирования) и деятельности практической. В указанных деятельностях уровень и степень адекватности отображения оригиналу-объекту оцениваются по трём основным показателям:
В целом, вопрос о степени адекватности отражения объекта связан с проблемой соотношения абсолютной и относительной истины, сущности и явления, критерия истины. |
|