Абстракция неразличимости

Наиме­но­ва­ние:Абстракция неразличимости.
Опреде­ле­ние:Абстракция неразличимости — это абстракция, возникающая в практике наблюдения и обусловленная способностью мышления отличать одно от другого, воспринимать как разные какие-либо объективно различные явления.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Абстракция неразличимости — это абстракция (см. Абстракция), возникающая в практике наблюдения и обусловленная способностью мышления отличать одно от другого, воспринимать как разные какие-либо объективно различные явления. Поскольку различаемость (разрешающая способность) органов чувств и приборов всегда имеет пороговое значение, постольку абстракция неразличимости предполагает возможную неопределённость в суждениях о том, что «скрывается» за данностью наблюдений. В этом смысле на абстракции неразличимости основаны любой естественнонаучный эксперимент и техническая практика.

В теоретическом познании (см. Теория) абстракция неразличимости выражается в пределах (интервале) точности описаний объектов на основе наличных средств этой теории (её языка или экспериментальной базы) и рассматривается в рамках интервального анализа, с целью уточнения понятий о тождестве и различии в ситуациях, когда отсутствует априорная информация об индивидуации объектов универсума (предметной области), а процессы их отождествления или различения определяются конечной информацией об их наблюдаемых состояниях. Будучи относительной к средствам наблюдения (различения), абстракция неразличимости тем самым порождает отождествления по неразличимости и, соответственно, отношения «тождества по неразличимости». Обычно это означает зависимость суждений о тождестве и различии от информационных условий познания — разрешающей способности актов восприятия, свойственных наблюдателю или какой-либо иной информационной системе. При этом «тождество по неразличимости», принимая во внимание неизбежную «энтропию опыта», естественно, не является инвариантной величиной. К примеру, человеческий глаз воспринимает и различает только конечное число градаций яркости, не замечая тех объективно различных градаций, которые заключены в пространстве меньшем, чем пространственный порог разрешения для глаза. Ситуация такого рода является основной гносеологической ситуацией в любых познавательных актах, в которых исследуемый объект представлен не «сам по себе», а некоторым конечным вектором его измеримых признаков. В этом смысле (с учётом квантовых эффектов) абстракция неразличимости служит обобщением классической философской (логической) идеи о тождестве неразличимых (принципа тождества неразличимых) на эмпирические условия познания, чем и оправдывается введение специального термина «абстракция неразличимости». На отношениях абстрактной неразличимости основываются, в частности, многие классификационные построения в систематике.

Во многих важных случаях отношения неразличимости можно определять через функции расстояний, что согласуется с практикой приближённых методов вычислений, когда неразличимость задаётся интервалом неопределённости, который — в качестве условия на отождествление — выражает меру неразличимости объектов: «внутри» интервала неопределённости допустимо абстрагироваться от возможного различия объектов, рассматривая просто пары неразличимых, наделённые точностью ε. Опираясь на принцип замены равного равным в интервале неопределённости, этот интервал можно рассматривать как адекватное выражение идеи тождества ε-неразличимых, связывая с этим понятием и понятие о соответствующей абстракции ε-неразличимости. Дальнейший анализ этой абстракции позволяет, с одной стороны, ввести методологически важное понятие о гносеологической точности научных теорий, основанных на данных опыта, с другой — представить совокупность отношений эмпирических неразличимостий (ε-неразличимостей) как модель псевдобулевой алгебры, или, иначе, в виде импликативной (скулемовской) структуры с относительным псевдодополнением, или, что-то же, как одну из «космоса» промежуточных (между классической и интуиционистской) логик с минимальным отрицанием.

Библиография

  • Новосёлов M. M. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства. — В книге: Творческая природа научного познания. — М., 1984.
  • Новосёлов M. M. О гносеологической точности. — В книге: Философские вопросы технического знания. — М., 1984.
  • Новосёлов M. M. О логике эмпирических неразличимостей. — В книге: Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. — М., 1989.
  • Новосёлов M. M. Категория тождества и её модели. — В книге: Кибернетика и диалектика. — М., 1978.
  • Шрейдер Ю. А. Равенство, сходство, порядок. — М., 1971.
Выходные сведенияM. M. Новосёлов. — Абстракция неразличимости / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7158

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.