Эксперимент мысленный

Наиме­но­ва­ние:Мысленный эксперимент.
Опреде­ле­ние:Мысленный эксперимент — это метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Мысленный эксперимент — это метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях. Метод мысленного эксперимента относится к области научно-теоретического знания (см. Методы научного познания) и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Мысленный эксперимент может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован на практике, а часто и модельно) или рассматриваться как «воспроизведение» будущего реального эксперимента (см. Эксперимент). Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.

Характерной чертой научно-теоретического мышления является применение абстрактных объектов. Исследователь, развивая теорию, всегда манипулирует в своём воображении с особыми образами действительности, которые схватывают в обобщённой форме наиболее существенные признаки изучаемых явлений. Такие образы суть абстрактные объекты теоретического уровня знаний. Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности составляют задачу мысленного эксперимента. Поэтому роль мысленного эксперимента особенно велика в процессе зарождения нового теоретического знания.

В методологии науки мысленный эксперимент трактуется, с одной стороны, как мысленный процесс, представляющий план будущего реального эксперимента; с другой стороны, под мысленным экспериментом понимается особый вид мыслительной деятельности, при котором не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы. Понятие мысленного эксперимента в первом аспекте ещё не раскрывает его сущности и специфики как особого метода познания; такое раскрытие даётся лишь при втором понимании метода, хотя грань между ними весьма относительна. Любой мысленный эксперимент начинается как продумывание практически осуществимой операции, причём между продумыванием реального и осуществлением мысленного эксперимента трудно провести резкое различие, что, однако не даёт повода к их отождествлению. Различие между мысленным экспериментом и продумыванием реальных опытов начинается там, где мысль, отталкиваясь от первоначальных образов, переходит в область практически неосуществимых вещей, идеализированных объектов. Поэтому часто синонимом мысленного эксперимента выступает термин «идеализированный эксперимент».

По своей логической структуре мысленный эксперимент строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз:

  1. квазиэмпирической (задание наглядных образов — идеализированных объектов);
  2. логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации мысленного эксперимента в концептуальных положениях).

Различают три основных типа мысленного эксперимента:

  1. конструирующие мысленные эксперименты, связанные с «пространированием» понятийных фундаментальных схем теории;
  2. аналитические мысленные эксперименты, ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса);
  3. синтетические мысленные эксперименты, выступающие средством конструирования научной гипотезы.

В современной науке мысленный эксперимент находит широкое применение в фундаментальных исследованиях. По мере усложнения теоретических исследований мысленный эксперимент приобретает все новые функции. Так, в современном естествознании в связи с использованием метода математической гипотезы он становится одним из основных средств интерпретации математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью компьютерных вычислений, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущимся в их взаимодействии между собой. Особым видом мысленного эксперимента здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий.

Библиография

  • Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. — Киев, 1984.
  • Дынин Б. С. Метод и теория. — М., 1968.
  • Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. — М., 1974.
  • Макаревичюс К. Место мысленного эксперимента в познании. — М., 1971.
  • Налимов В. В. Теория эксперимента. — М., 1971.
  • Рузавин Г. И. Методы научного исследования. — М., 1974.
  • Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
  • Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. — М., 1978.
  • Рывкина Р. В., Винокур А. В. Социальный эксперимент. — Новосибирск, 1968.
  • Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
  • Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  • Храмович М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. — Минск, 1972.
Выходные сведенияВ. С. Стёпин. В. Л. Абушенко. Ф. Н. Голдберг. — Эксперимент мысленный / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7006

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.