Богатство имеет будущее. Несмотря на все современные перемены, потрясения и провалы, есть шанс, что мир будет создавать всё больше, а не меньше богатства в предстоящие годы. Однако не все рассматривают это как благо. Во все времена слово «богатство» имело негативный оттенок. Аристотель рассматривал стремление к достатку большему, чем необходимо для удовлетворения естественных потребностей, как неестественное состояние, в XIX веке социалисты и анархисты утверждали, что богатство есть незаконное присвоение собственности, а сегодня многие экологические фундаменталисты, призывающие к «добровольному опрощению», считают потребительство проклятием. В отличие от обвиняемого в американском суде к богатству никогда не применялась презумпция невиновности. В то же время богатство само по себе нейтрально. Именно поэтому на страницах этой книги богатство будет рассматриваться как невиновное, если не будет доказано обратное. Всё дело в том, в чьих руках оно находится и каким целям служит. Как писал мексиканский аналитик Габриель Зейд, «богатство — это прежде всего накопление возможностей». Конечно, определённые формы богатства практически всеми рассматриваются как благо. Здоровье, крепкая, любящая семья, уважение со стороны тех, кого уважаешь, — никто не скажет, что это не богатство, хотя эти категории нелегко включить в расчёты экономистов. Впрочем, в повседневном употреблении слово «богатство» означает, пусть и слишком узко, денежные средства с некоторым намёком на излишество. Для одних богатство может означать обладание средствами, несколько превышающими субъективные потребности. Другим никакое богатство не кажется достаточным. Для бедных этот вопрос менее субъективен. Матери, чей ребёнок голодает, горстка риса каждый день кажется невообразимым богатством. Но как бы это слово ни понималось, в данной работе оно не означает обладание второй машиной марки «Феррари». Не является богатство и синонимом слова «деньги», несмотря на то что распространено именно такое его понимание. Деньги — это лишь один из множества символов или символических выражений понятия «богатство». Порой благодаря богатству можно приобрести такие вещи, которые не продаются за деньги. Чтобы понять будущее богатства — своего или чужого, — нужно начать с его происхождения, то есть желания. Смысл богатстваЖелание может отражать самые разные вещи, начиная от острой нужды и кончая мимолётной прихотью. Во всяком случае, богатство — это именно то, что удовлетворяет желания. Оно — как бальзам на рану, оно может удовлетворить одновременно несколько желаний. Мы, например, можем захотеть повесить у себя дома на стене гостиной Богатство можно определить как любую форму собственности, частной или коллективной, которая обладает таким качеством, которое экономисты определяют как «польза»; богатство гарантирует нам ту или иную форму благополучия и может быть превращемо в другую форму богатства, если первой это не удаётся. В любом случае богатство — это дитя желаний. Это ещё одна причина того, почему некоторые люди ненавидят даже саму мысль о богатстве. Кто руководит желаниямиНекоторые религии осуждают человеческие желания, пропагандируют аскетизм, отказ от борьбы с нищетой, призывают искать счастье не в удовлетворении желаний, а в их отвержении. Желай меньше… Живи без желаний. С незапамятных времён Индия, например, так и живёт, погрязая в невероятной нищете и несчастьях. Когда на Западе возник протестантизм, он выдвинул иной принцип. Вместо подавления материальных потребностей протестантизм призывал к упорному труду, бережливости, целомудрию и обещал, что, если человек будет следовать этим правилам! Господь поможет ему в исполнении его желаний. Запад глубоко усвоил эти ценности и стал богатым. Он также изобрёл «вечный двигатель» желаний — рекламу, целью которой является порождение всё больших и больших желаний. В В США экраны телевизоров постоянно обрушивают на зрителей финансовые рекомендации и рекламу биржевых маклеров и финансовых изданий вроде «Мани» и «Уолл-стрит Джорнал». Рекламные ролики подсказывают, как уменьшить налоги, как сорвать куш на бирже, как напасть на «золотую жилу» недвижимости и заработать себе на безбедную жизнь в старости. Шквал подобной информации узаконивает и стимулирует жажду наживы. Только в 2004 году американские компании заплатили 264 миллиарда долларов за рекламу в газетах, журналах, на телевидении, по радио, по почте, в специальных бизнес-изданиях, на страницах телефонных справочников и в Интернете. В 2001 году пять крупнейших стран Европы израсходовали на рекламу 51 миллиард долларов, не считая некоторых категорий, учитываемых американской статистикой. Япония тогда потратила на те же цели 36 миллиардов долларов. Короче говоря, элиты всех стран управляют желаниями людей — отправной точкой для создания богатства, опираясь сознательно или неосознанно на идеологию и религию, рекламу и на различные другие средства воздействия. Очевидно, что только разжигая желания или провоцируя алчность (которая отличается и от богатства, и от желания), никого нельзя сделать богатым. Общества, культивирующие желания, стремящиеся к богатству, не всегда его добиваются. С другой стороны, общества, пропагандирующие бедность как добродетель, обычно и получают то, что пропагандируют. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|