Существуют различные методологические и теоретические стратегии в определении сути политики. В публикуемой работе авторы выбрали путь выявления и описания концептов политической культуры как тех инвариантных структур сознания, которые образуют систему отсчёта многообразных установок и оценок личностью власти, собственности, других людей и социальных групп. По своему генезису концепты являются смыслопорождающими началами, которые обусловлены авторскими интенциями и усилиями мысли того или иного теоретика, но при всей смене политических концепций и идеологических доктрин они достаточно устойчивы. Политическая мысль имеет дело с концептами и с концепциями, а не с понятиями и теориями. Концепт составляет ядро политических концепций, начиная с Платона и Аристотеля. В философии политики XX века осознаётся ограниченность методов рефлексивного анализа, на котором зиждилась классическая политическая мысль, и они замещаются процедурами герменевтики и «понимающими» и проектирующими моделями. |
|
Издание: | С. С. Неретина, А. П. Огурцов. Концепты политического сознания. / Научное издание. — М., Институт философии Российской Академии наук, 2007. |
Формат: | Электронная публикация. |
Автор: |
Светлана Сергеевна Неретина Александр Павлович Огурцов |
Тема: |
Философия Политика Понятие Концепт Концептуализация |
Раздел: | Гуманитарный базис |
Предисловие редактораКонцепты в политическом сознании? Что за рыночные термины в политической теории, — скажет человек, знакомый с современным маркетингом. Действительно для него концепт — это модель товара, выброшенного на рынок, но ещё не ставшего массовым. Однако, став термином-знаком маркетинга, слово «концепт» исчезло из современной философии. Оно заменено, особенно в англо-американской традиции аналитической философии однозначным понятием, то есть понятием, имеющим одно-единственное значение и не допускающее Для современной интеллектуальной повестки это важно вот в каком смысле. Обращение к теории, к понятиям общего и единичного было всегда, и в принципе мы это всегда знали, когда, например, шли в магазин с его правилом «всегда прав покупатель». Покупатель же всегда желал низких цен, мало обращая внимания на качество продукции. При современном ведении дел с такой позицией к этим общим понятиям, как цена и качество, подходить можно, но не нужно. Потому что, следя только за ценами, а не за качеством, мы рискуем тем, что конкурент уведёт покупателя. Старое умение созерцать и исследовать, конечно, востребовано с новой силой, хотя это и мало заметно, поскольку философия делает своё дело в тиши. Я испытала на себе востребованность философской идеи общего, поскольку занималась идеей концепта, который вызывал яростное сопротивление философов, главным образом логиков. Человек, знакомый с современным маркетингом, скажет, что это рыночный термин. Для него концепт — это модель товара, выброшенного на рынок, но ещё не ставшего массовым. К нам на «концептуальный» семинар и просто побеседовать на эту тему менее всего ходили философы-профессионалы — приходили технари, которые расспрашивали, что имеется в виду под этой самой идеей и что такое интеллектуальные модели, с помощью которых можно определить некий исследовательский уровень участия сознания в самых разных аспектах деятельности. На Западе это велось практически всегда, поскольку там была система быстрого реагирования, и поэтому была постоянная перестройка сознания с одновременной перестройкой рынка. Мы же… мы хорошо учимся. Лингвисты оказались более чувствительными к изменяющейся семантике своих слов, осознав недостаточность употребляемых терминов. Они стали широко использовать термин «концепт» при уяснении определённых универсалий естественного языка и речевого сообщества. Психолингвисты, анализируя процесс усвоения ребёнком своего «родного» языка и иностранцем языка чужой страны, обратили внимание на речевые сообщества (языковые группы), в рамках которых и осуществляется процесс освоения языка. Иными словами, лингвисты сделали объектом своих исследований не только грамматические (лексические, синтаксические, семантические, прагматические и прочие) нормы систем языка, но и потенции и силы реальных языковых коммуникаций внутри речевых сообществ, то есть обратили внимание на речь, понимая её как актуализацию языка, или системы возможных норм. Да и современная философия, обратив внимание на прагматику языка, пришла к тому, чтобы осмыслить коммуникационные структуры сознания в различных его «ипостасях» — от рассуждений до процессов обмена стали объектом исследований с разных сторон. В недавно вышедшей книге Ю. С. Степанова «Концепты. Тонкая плёнка цивилизации» (М., 2007) проводится мысль, что понятие концепт родственно понятию в логике, психологии и философии и их можно использовать в качестве основных единиц культурологии. Кардинальное отличие концепта от понятия состоит, по его мнению, в том, что понятие понимается, а концепт переживается. Поэтому в набор рассматриваемых им концептов попали такие концепты, как «мир», «ментальный мир», «слово, «вера», любовь», «радость», «знание», «наука», «число», «страх, тоска», «грех, блуд», «свои — чужие». Сопрягая концепт с переживанием, он исходит из весьма широкой и эмотивистской трактовки концептов. Поэтому, очевидно, лишь некоторые из им проанализированных концептов имеют отношение к политическому сознанию (прежде всего «свои — чужие», «мир», «знание», «наука»). Гораздо более корректное описание концептов дано в «Антологии концептов» (М., 2007), написанной авторами из университетов различных российских городов. Пытаясь определить смысл «концепта», они согласны в том, что концепт — основная единица сознания, которая имеет репрезентацию языковыми средствами и вместе с тем обладает невербализированной частью содержания. Среди описанных ими концептов непосредственное отношение к политическому сознанию имеют такие концепты, как «воля», «закон», «обман», «приватность», «свобода», «страх», «язык». В этих двух книгах представлены разные наборы концептов, из которых все же трудно понять, каковы критерии их отбора. Лингвистическое изучение концептов имеет в России давние традиции. Их продолжение в трудах Н. Д. Арутюновой и в 11 выпусках серии «Логический анализ языка» Института языкознания Российской Академии наук, в которых представлен спектр концептов не только русского языка и отечественной культуры, но и других языков и культур 2. Д. С. Лихачёв тоже говорил о необходимости осмысления концептосферы русского языка и русской культуры. В. П. Макаренко — о необходимости создания «политической концептологии». По нашему мнению, пока ещё рано говорить о логосе в динамике и тем более эволюции концептов. Их надо выявить, артикулировать и осмыслить. И речь идёт пока о феноменологии концептов политического сознания, то есть об описании зарождающихся смысловых структур политического сознания в России. Ведь концепт — это завязь новых смыслов, новых идей, новых понятий, инновационных вариантов, воплощаемых и воплощённых в вещи, в политических решениях и дискурсивных практиках. Не зря русский философ, первый заговоривший о концептах в их отличии от понятия, — С. А. Аскольдов называл их «почками» новых смыслов и считал их предметом психологических исследований. Судьбу идеи концепта в современной философии мы ещё проследим в специальной главе. На наших глазах менялась социально-политическая жизнь России — мы привыкали (но так и не привыкли!) к выборам своих парламентариев (практику выборов нам заменили якобы более привычной для русских практикой «преемства»), мы привыкаем к изобилию невиданных нами товаров и языковых терминов из бизнеса, банковского дела, компьютерной и автомобильной техники и так далее. Иными словами, лет двадцать каждый из нас живёт не по понятиям, а в мире концептов, которые могут стать понятиями, идеями, теориями, а могут и не стать, могут стать привычным образом жизни, вещами окружающей нас утвари, предметами окружающего нас мира, а могут и не стать. Предваряя более тщательную историко-философскую реконструкцию, которая будет осуществлена во втором разделе данной монографии, сразу же скажем, что поворот к коммуникациям их универсализация в философии связана именно с ХХ веком (причём современная философия вынуждена была возродить схоластику и обратиться к тем понятиям, которые исчезли из новоевропейского — научного — сознания: «сингулярии», «универсалии», «концепт», «дискурс», «пресуппозиция», «статус» и так далее). Иными словами, в философии уже был «наработан» тот аппарат, который оказался востребованным в современной философии вообще и философии политики, в частности. А теперь даже в описаниях маркетинга. Маркетинг дал новую жизнь старым идеям, как, впрочем, и философии в целом. Если кратко и предварительно описать, чем же является концепт, то надо прежде всего отметить, что это — порождающая модель языка, формирующаяся в речи и функционирующая в дискурсе речевого сообщества, выполняющая функции овеществлённого образца, кванта смысла и фундаментальной единицы вербального и невербального поведения. Концепт завершает концептуализацию и зачинает новое движение в усилиях человека по рационально-эмоциональному постижению мира вообще и политики, в частности. Поэтому трудно согласиться с М. Эпштейном, утверждающим, что описание концептов не является задачей гуманитарных наук, но позволяет открыть |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|