Наша цивилизация — первая, которая помещает сделанные человеком предметы далеко за пределами родной планеты и при этом использует их для создания богатства. Это уже само по себе отличает наше время как революционный момент истории. Тем не менее мы мало знаем о том, как воздействует этот фактор на нашу повседневную жизнь и нашу экономику. Мало кто отдаёт себе отчёт в том, что каждый раз, когда мы пользуемся банкоматом или телефоном, то прибегаем к услугам технологии, базирующейся в 12 тысяч миль от Земли, или что каждый пациент, получающий лечение диализом или носящий кардиостимулятор, обязан технологиям, а в некоторых случаях людям, которые покинули планету, называемую нами своим домом. Искусственные спутники связи, глобальная система навигации и определения положения, в течение четырёх десятилетий разрабатывавшаяся Министерством обороны США и обошедшаяся в 14 миллиардов долларов, спутниковое телевидение — это фрагменты рождающейся космической инфраструктуры, которая в ближайшие десятилетия и столетия будет всё больше усовершенствоваться и влиять на создание экономических ценностей. Трудно назвать что-либо иное, что бы так явственно символизировало сегодняшние изменения во взаимоотношениях богатства и глубинных основ экономики. В сегодняшней ещё довольно примитивной форме — зачастую близоруко оцениваемой как ненужная роскошь — прорыв в космос уже трансформировал многие аспекты нашей повседневной жизни. Один из его результатов — оцениваемая в 100 миллиардов долларов мировая спутниковая индустрия, разрабатываемая такими производителями, как «Боинг», «Астриум», «Алькатель», «Спейс», фирмами, осуществляющими запуск космических аппаратов, такими как корпорация «Великая китайская стена», операторами и координаторами, такими как «Интерспутник» в России, плюс мириадами сервисных служб, дистрибьюторов и поставщиков оборудования. В Если 100 миллиардов долларов могут показаться незначительной суммой в мировой экономике, оперирующей многими триллионами долларов, то она отражает далеко не все. Она не включает увеличение стоимостей, создаваемых многими отраслями промышленности, прямо или опосредованно связанными с космосом, — крупными телевизионными сетями, медицинскими технологиями, спортивными командами, рекламными агентствами, телефонными и интернет-компаниями, поставщиками финансовых данных и так далее. От диализа к сердечным клапанамМалоизвестный консорциум коммерческих космических фирм под названием «Альянс картографических программ» предлагает сегодня такие услуги, как дистанционное обследование и передача данных через космическую связь на компьютеры. В число клиентов этого консорциума входят нефтяные и газовые компании, газо-, водопроводные и электрические сети, а также сельскохозяйственные, добывающие, транспортные отрасли и другие. Знания, полученные в результате космических операций, помогают также компаниям предвосхищать, снижать и ликвидировать риски. Таким образом, космические данные играют ключевую роль на финансовых рынках, особенно в торговле прогнозами погодных условий. Вот что говорит сотрудник Лондонской международной финансово-фьючерсной биржи Йен Дадцен: «Колебания погоды могут оказывать значительное влияние на производительность, оборот и прибыльность» в таких разных отраслях, как «страхование и сельское хозяйство, а также производство и розничная торговля всем — от безалкогольных напитков до лекарств», не говоря уже об организации «фестивалей поп-музыки и продажи каникулярных туров». Согласно данным Министерства торговли, в Соединённых Штатах Америки в 2001 году одна седьмая всей десятитриллионной экономики была подвержена рискам, связанным с погодой. Торговля прогнозами, осуществляемая на Лондонской и других биржах, предлагает способ нивелировать эти риски. В значительной мере недооценивается благотворное влияние космических достижений на медицинские отрасли. 250 тысяч жертв почечной недостаточности в США, которые выживают сегодня благодаря диализу, обязаны в определённой мере HACA и его астронавтам. Разработанный космическим агентством химический процесс для выведения токсических веществ из жидкости помогает сохранить жизнь пациентам. Компания «Стелсис», используя технологию или идеи, лицензированные американским космическим агентством, работает над созданием системы диализа для пациентов с почечной недостаточностью. Новые космические исследования обещают в перспективе помочь в лечении опухолей мозга, слепоты, остеопороза и других заболеваний, на которые уходят многомиллиардные затраты постоянно растущего бюджета здравоохранения. В Европе сейчас идут клинические испытания сердечного клапана, работа которого основана на технологии заправки двигателей космического шаттла. О том, насколько выгодным будет его использование, говорит такая цифра: только в США экономические потери, к которым приводят сердечные заболевания и инсульты, ежегодно превышают 350 миллиардов долларов. А какова будет экономическая выгода от применения «биореактора», созданного для выращивания клеток в космосе, который теперь исследуется в лабораториях на предмет создания искусственного человеческого сердца! Нечто подобное происходите лечением слепоты, потери конечностей, почечной недостаточности Космос также играет огромную роль в мониторинге состояния окружающей среды. Например, французский космический корабль СПОТ–4 имеет на своём борту американский инструмент ПОАМ III для изучения полярных озоновых дыр. Согласно отчёту за 2001 год исследовательской лаборатории ВМФ США «ежегодно с мая по октябрь огромные территории лесов на Аляске, в Северной Канаде, Скандинавии, России и Китае охватываются пожарами. Гигантские тучи дыма поднимаются в атмосферу, откуда ветры относят их за тысячи километров от мест возникновения пожаров». ПОАМ III благодаря СПОТ–4 может отследить траекторию их движения. Аналогичным образом совместный проект Бразилии с HACA изучает то, как экологические изменения в бассейне Амазонки влияют на климат Земли. HACA измеряет скорость таяния льдов на Северном и Южном полюсах. Другие экологические проекты, использующие данные, полученные из космоса, исследуют проблемы ирригации, изменений прибрежных вод, рыболовства, эффектов, производимых ураганом «Эль Ниньо». Никогда ещё люди не располагали такой чёткой и точной картиной земной поверхности. Космические шаттлы типа «Эндевор» собрали массив данных, необходимых для создания снимков высокого разрешения безлюдной тундры и пустынь, джунглей, где обитают гориллы, и древних руин Ангкор-Вата и Убара. Те же самые удивительно точные данные могут, кроме всего прочего, помочь найти правильное место для расположения вышек мобильной связи, определить коридоры для авиамаршрутов и прогнозировать наводнения. Пилоты, самолёты и упаковкаДвадцать четыре часа в сутки горстка служащих (некоторым из них всего Эта система — GPS, одно из чудес нашей эпохи, используется онлайновыми службами, водителями автомашин, дальнобойщиками, рыбаками, моряками, банками, телекоммуникационными компаниями, не говоря о военных. Её роль в бизнесе и в обеспечении безопасности так велика, что в Европе, хоть и с запозданием, планируется создание собственной аналогичной системы «Галилей». Мало кто знает, что глобальная система слежения помогает определить местоположение не только в пространстве, но и во времени. Помимо того, что она указывает точку пространства, в которой мы находимся, эта система действует также как ключевой синхронизатор. По словам Глена Гиббонса из «Эдвенстар коммуникейшн», «каждый раз, когда мы берём наличные из банкомата или звоним по телефону (проводному или сотовому), синхронизация голоса и данных в этих коммуникационных сетях почти всегда базируется на работе; она создала наносекундную синхронизацию, доступную во всём мире благодаря цезиевым и рубидиевым атомным часам на борту спутников GPS». Выгоды от точного временного соответствия и синхронизации в экономике ещё не подсчитаны. А их перспективы огромны. После атаки на Всемирный торговый центр в Спутники GPS в принципе могут выявить координаты этих контейнеров в процессе их передвижения. В будущем можно будет проследить движение не только их, но и каждой единицы груза на пути от поставщика к оптовому закупщику, в розничную торговлю, на полку магазина и до дома покупателя. Прототипы таких следящих систем уже тестируются такими компаниями, как «Уол-Март», «Таргет», «Сире» и «К-Март». Можно с уверенностью сказать, что придёт день, когда, например, множество пакетов с пищевыми продуктами будут снабжены микросхемами, постоянно рапортующими перевозчику о меняющемся состоянии продукта при перевозке. Другие «умные» упаковки смогут обрабатывать своё содержимое в дороге. Все это радикальным образом изменит пищевую и транспортную отрасли, обеспечит сохранение свежести и высокого качества пакетированных продуктов и других товаров, изменит экономику производства и распространения в этих и других областях — и усилит безопасность. Разумеется, как и другие технологии, GPS имеет и положительный, и отрицательный потенциал. GPS может сделать нашу жизнь более безопасной. Она может обнаружить машину с террористами «Аль-Каиды» в Йеменской пустыне, но может сделать визит в бордель или швейцарский банк не таким секретным, как Одно из самых важных благ, которые можно получить благодаря GPS, придёт к нам, когда сегодняшний наземный контроль над воздушным транспортом получит существенную поддержку в виде космической альтернативы. Сегодня график рейсов требует, чтобы большинство самолётов летали от одного наземного радиомаяка до другого по довольно загруженным коридорам. Возможности многих крупных городов в этом плане ограничены. Благодаря использованию GPS эти возможности расширятся, а точность увеличится. Эта система также позволит производить посадку в условиях, которые сегодня считаются недопустимыми, и улучшат навигацию над океанами. И всё это будет обходиться дешевле, чем наземные диспетчерские системы. Что ещё важнее, недавно HACA в лаборатории реактивных двигателей в Пасадене, Калифорния, создало усовершенствованную систему, и она уже прошла испытания в Гренландии и США. Теперь она может засечь воздушное судно с точностью до 3,9 дюйма по горизонтали и 7,9 дюйма по вертикали в любой точке воздушного пространства. Лаборатория реактивных двигателей называет свою систему «фактором десяти улучшений», касающихся точности действующих навигационных систем. Неизведанные границы богатстваИтак, космическая деятельность по многим параметрам приносит выгоду существующей экономике, хотя иногда это остаётся незамеченным, и обещает ещё большие выгоды в будущем. По данным Исследовательского института Среднего Запада, каждый доллар, вложенный в НАСА, добавляет девять долларов в ВВП Соединённых Штатов. По аналитическим данным компании «Чейз Эконометрике», научная деятельность в космических отраслях обеспечивает прибыль по инвестициям в 43 процента. Все эти цифры уже довольно устарели, и они далеко не полны. Тем не менее даже при критической оценке они красноречиво говорят о том, что космическая деятельность уже с лихвой вернула затраты на неё, хотя мы пока используем только малую долю её потенциала. Нас ждёт появление тысяч и тысяч запущенных в небо искусственных спутников. Алжир, Пакистан и Нигерия уже закупили микроспутники, вес которых составляет менее 100 фунтов и запуск которых на орбиту обходится в десятки раз дешевле по сравнению с обычными спутниками. Сотрудник поставляющей их компании «Сарри Сателлит Текнолоджи» профессор Мартин Суитинг из Британии утверждает, что в течение ближайшего десятилетия мы сможем запускать спутники размером не больше кредитной карточки. С уменьшением размеров и стоимости они станут достаточно недорогими для среднего бизнеса, неправительственных учреждений, отдельных групп и даже индивидов, какими бы ни были их цели — добрыми или злыми. Короче говоря, настало время признать, что даже с чисто экономической точки зрения прорыв в космос никак нельзя считать тривиальным. Детские шаги человечества в космическое пространство уже создают значительные стоимости на Земле в масштабах, о которых прежде можно было только мечтать. И это только начало. Сегодня более 50 стран имеют космические программы. Но не только правительства завоёвывают космос. В 2004 году 26 компаний боролись за завоевание «Ansari X Prize»: соперничали за право стать первой частной фирмой в мире, которая построит трехместный космический корабль и запустит его на околоземную орбиту, а затем повторит запуск через две недели. Цель: ускорить развитие коммерческого космического туризма. 4 октября 2004 года — ровно через 47 лет после запуска первого искусственного спутника — на орбиту вышел «Спейс-Шип-Уан» и завоевал приз. Этот запуск финансировался не правительственными миллиардами, а 20 миллионов долларов Пола Аллена, сооснователя «Майкрософт». Пилот этого аппарата Брайан Бинни стал 434-м человеком, который покинул Землю и отправился в космос. За несколько месяцев до этого, когда два космических корабля НАСА — «Спирит» и «Оппортунити» — благополучно опустились на поверхность Марса, заместитель директора JPL Юджин Таттини отметил, что 10 миллиардов обращений доказали заинтересованность пользователей Интернета в новостях, посвящённых этому событию. Даже если мы не произведём других изменений в местоположении богатства, если бы не было сдвига в сторону Азии и формирования «регионов-государств», если бы не было поиска мест «повышенной прибавочной стоимости», не было бы реглобализации и деглобализации мировой экономики, один только прорыв за пределы нашей планеты ознаменовал бы собой революционный поворот в создании богатства. Очевидные данные говорят о всеобъемлющих результатах. Мы одновременно меняем отношение богатства и ко времени, и к пространству — двум глубинным основам, которые определяли всю экономическую активность, начиная со времён собирательства и охоты. Сегодня богатство не только является революционным, но начинает становиться таковым всё более и более. Как мы покажем это в дальнейшем, революция происходит также и в наших умах. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|