Lorenz, 1973a, 100. |
|
Анализ, осуществлённый в части C, отчётливо показал, что принцип эволюции является универсальным. Он применим к космосу как целому, к спиралевидным туманностям, звёздам с их планетами, к земной мантии, растениям, животным и людям, к поведению и высшим способностям животных; он применим также к языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Естественно, факторы и законы эволюции на отдельных уровнях очень различны. Так, для развития звёзд значимы исключительно физические законы; в биологических системах добавляются ещё иные принципы (но без отмены действия физических законов). Говорить о мутации и селекции или приспособлении можно лишь по отношению к организмам, которые размножаются и обладают определённой вариабельностью. По отношению к другим системам, эти понятия могут служить аналогиями, или должны быть определены совершенно иначе 64. С полным основанием поэтому делают различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека и, соответственно, между биологической, социальной и культурной антропологией. Однако при этом биологические законы никогда не отменяются, а только дополняются другими факторами. Уже в историческое время — несколько тысячелетий назад — существенно изменяется вид эволюции. Генетическая эволюция гоминид, которая в ходе большого промежутка времени привела, наконец, к Homo sapiens, была предположительно подчинена исключительно «естественной селекции». Естественная селекция имеет место тогда, когда члены популяции, с соответствующей комбинацией генов, демонстрируют высокую норму репродукции. Однако несколько тысячелетий назад всё более действенной в человеческой популяции становится «искусственная селекция». (Mohr, 1967, 56) Изменение принципов отбора характеризуется следующими новшествами:
Из этого списка следует, что биологическая эволюция не заканчивается там, где начинается культурная эволюция. В эволюции человека биологические и культурные факторы скорее взаимодействуют 65. Человеческая эволюция не может быть понята ни как чисто биологический процесс, ни адекватно описана как история культуры. Она состоит во взаимодействии биологии и культуры. Между биологическими и культурными процессами существует обратная связь. (Dobzhansky, 1965, 34) Особенно поучительным примером этого взаимодействия является человеческий язык. Очевидно, что такая высокосимволическая коммуникационная система давала большое преимущество в отборе социальным и охотящимся гоминидам. Поэтому индивидам с лучшими языковыми способностями посредством селекции оказывалось предпочтение и такие индивиды совершенствовали и использовали эту коммуникационную систему. Развитие, таким образом, следует рассматривать как биолого-культурное единство. Во всяком случае, законы биологической эволюции сохраняют свою значимость также и здесь. Также, как закон сохранения энергии «физики» действует по отношению к живой клетке, точно также законы эволюции действуют применительно к человеку, его морфологическим, физиологическим и поведенческим структурам, его органам, их функциям и их достижениям, даже если этих законов недостаточно, чтобы «объяснить» или понять человека в его психических, когнитивных, социальных и культурных аспектах. Мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа. Как и все другие органы и их функции, они обеспечивают взаимодействие индивида с окружающим миром и должны оправдываться в ходе этого взаимодействия. Поэтому можно и нужно рассмотреть также формирование мозга и его функций в биологическом аспекте. Это мы попытаемся осуществить в следующей главе. Прежде всего мы обратимся к нейропсихологическим основам сознания. Они показывают, что связи между физическими и психическими компонентами намного теснее, нежели полагают сторонники картезианского дуализма тела и души. |
|
Примечания: |
|
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|
Оглавление |
|
|
|