Георгий Петрович Щедровицкий ( |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Георгий Петрович Щедровицкий. |
Дата и место рождения: | 23 февраля 1929 года. Москва, СССР. |
Дата и место смерти: | 3 февраля 1994 года. Болшево, Московская область, Россия. |
Гражданство: | Россия |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Философия Управление |
Область интересов: |
Методология Логика Системный подход Системная инженерия Деятельность Мышление Метод |
Основные идеи и концепции: |
Системо-мыследеятельностная методология Мыследеятельность Организационно-деятельностные игры |
Связанные организации: | Московский методологический кружок |
Текст статьи: © А. А. Пископпель. Г. А. Давыдова. Ф. Н. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. После окончания в 1946 году средней школы поступил в Московский государственный университет (МГУ), где сначала учился на физическом, а с 1949 года — на философском факультете, который окончил с отличием в 1953 году; его дипломная работа, подготовленная под руководством Е. К. Войшвилло, посвящена механизмам развития научных понятий на материале истории физики. В Ещё на четвёртом курсе университета Г. П. Щедровицкий познакомился с А. А. Зиновьевым, аспирантом, выпускником того же философского факультета, работавшим тогда над диссертацией о методе восхождения от абстрактного к конкретному на материале «Капитала» К. Маркса и занимался разработкой программы построения так называемой «новой логики», в которой утверждал необходимость органического взаимодействия логических разработок с конкретным анализом научных знаний и научного мышления. «Это был первый случай, когда В 1952 году Г. П. Щедровицкий стал одним из основателей Московского логического кружка (МЛК), который сложился как инициативное объединение единомышленников. Инициативное ядро МЛК включало, кроме Г. П. Щедровицкого, также А. А. Зиновьева, Б. А. Грушина и М. К. Мамардашвили. В работе кружка принимали также участие (с разной степенью вовлечённости) Н. Г. Алексеев, П. И. Гелазония, О. И. Генисаретский, В. В. Давыдов, В. А. Костеловский, И. С. Ладенко, Д. Г. Лахути, А. Г. Раппапорт, В. Н. Садовский, В. И. Столяров, А. Л. Субботин, В. К. Финн, В. С. Швырёв и другие. Поначалу совместная интеллектуальная работа носила характер спонтанных обсуждений, но вскоре их участники выступают единым «фронтом» на дискуссиях по проблемам логики, проходивших на философском факультете, и вырабатывают совместную программу логических исследований и разработок. Осознание нового подхода как отличного от традиционной логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии программных докладов Г. П. Щедровицкого и Н. Г. Алексеева «О возможных путях исследования мышления как деятельности» [Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев. О возможных путях исследования мышления как деятельности. // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 2, 4; 1960. № 2, 4, 5, 6; 1961. № 4, 5; 1962. № С 1957 года Г. П. Щедровицкий, вместе с Н. Г. Алексеевым, В. А. Костеловским и Б. В. Сазоновым, приступил к реализации ранее сформированной программы исследования мышления как деятельности и созданию содержательно-генетической логики, активно привлекая новых единомышленников, образовавших к 1958 году объединение, впоследствии ставшее известным как Московский методологический кружок (ММК). На этом этапе Щедровицкий становится лидером методологического движения, ведущим идеологом и теоретиком, организатором работы кружка и его семинаров, а также авторитетным учителем для новых членов. Хотя полученные в ММК представления и опубликованные работы — это, в значительной мере, результат коллективных усилий исследователей, входивших в кружок, но как правило, основополагающие идеи формулировались Щедровицким и в дальнейшем они закреплялись как внутри кружка, так и во внешних публикациях. С апреля 1958 года, оставив преподавание в школе, Г. П. Щедровицкий переходит в издательство Академии педагогических наук (АПН) РСФСР, где в редакции педагогического словаря ведёт разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует книги по теории и истории педагогики. Работу в издательстве он совмещает с работой в отделе теории журнала «Вопросы психологии». Основной круг научных интересов Щедровицкого в эти годы — разработка новых логических и методологических идей, а также применение их к проблемам методологии гуманитарного знания, в первую очередь — психологии и педагогики. Новая работа способствовала укреплению и расширению контактов с психологами, которые приобрели регулярный характер начиная с В рамках работы Комиссии получили развитие и конкретное приложение идеи, выработанные в ходе анализа научного мышления и связанные с противопоставлением двух планов, или аспектов, изучения мышления — плана «образов» (или знаний) и плана «процессов» (или деятельности). В ней утверждалось, что подлинное и полнообъёмное изучение мышления невозможно без установления взаимопереходов и объединения этих двух аспектов в единое, внутренне расчленённое представление, и ставилась задача операционально-деятельностного анализа понятий и знаний, позволяющего, исходя из формы какого-либо сложившегося понятия или знания, сводить его к системе операций и действий, порождающих содержание этого понятия или знания. А в качестве одного из основных принципов, регулирующих подобный анализ, вводилась методологическая оппозиция «объект — предмет». Сама эта оппозиция фиксировала опыт изучения связи языка и мышления, попытки создать новый предмет — «теорию мышления». Для решения этой задачи Г. П. Щедровицкий пытается соединить средства и методы логики и лингвистики, психологии и социологии. Исходным моментом теоретического дискурса в этом случае становилась связь языка и мышления, которая объективировалась в качестве особого синтетического объекта — «языкового мышления», а собственно «язык» и «мышление» трактовались как особые частные и частичные предметы исследования «языкового мышления» [«Языковое мышление и методы его анализа» — тема кандидатской диссертации Щедровицкого, однако защитить эту диссертацию ему удалось только в 1964 году]. Подобная постановка вопроса и способ введения исходных абстракций превращали логическое исследование в методологическое, отправной точкой для которого становилась оппозиция «объект — предмет» и связанный с ней подход к анализу сложных синтетических (органических) целостностей, изучавшихся разными науками и входивших в разные системы знания. Первые результаты подобного подхода содержались в статье Щедровицкого «Языковое мышление и его анализ» [Г. П. Щедровицкий. «Языковое мышление и его анализ. // Вопросы языкознания. 1957. № 1. С. С октября 1960 по август 1965 года Г. П. Щедровицкий занимает должность младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН РСФСР. Переход на работу в исследовательский институт создал предпосылки для организации новых форм сотрудничества с психологами и педагогами, основанных на программе операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. Идеи подобного подхода начали широко использоваться в психолого-педагогических исследованиях ситуаций обучения и воспитания, процессов развития в условиях обучения, взаимоотношений детей в условиях совместной деятельности и так далее. Тогда же Щедровицкий (совместно с Б. В. Сазоновым, В. М. Розиным, Н. И. Непомнящей, Н. Г. Алексеевым и А. С. Москаевой и другими) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности. Книга была подготовлена к изданию в 1968 году, но её набор был рассыпан, и лишь некоторое количество копий верстки разошлось «на правах рукописи». В своей части этой коллективной монографии Щедровицкий отстаивал представление о педагогике как комплексной дисциплине, в которой ведущее место принадлежит методологическим исследованиям. В первой половине Результаты, полученные Г. П. Щедровицким в предыдущие годы и апробированные в ходе работы семинара, были обобщены и опубликованы в монографии «Проблемы методологии системных исследований» [Г. П. Щедровицкий. Проблемы методологии системного исследования. — М., 1964]. В этой работе впервые представлен проект методологии как самостоятельной дисциплины и предложен аппарат системного анализа, который впоследствии стал называться «первой категорией системы». Для самого Щедровицкого эта работа во многом символизировала окончание одного этапа развития ММК — этапа «содержательно-генетической логики (эпистемологии) и теории мышления» — и начало другого — этапа «деятельностного подхода и общей теории деятельности». Место этой работы в контексте развития идей ММК как одного из направлений методологического движения вообще существенно определено тем обстоятельством, что в ней, с одной стороны, подведены первые итоги развития методологии как самостоятельного направления и в определённой степени самостоятельной «дисциплины», а с другой — намечены перспективы дальнейшего её развития, своего рода программа такого развития. Эти перспективы непосредственно связывались с разработкой методологии системно-структурных исследований и созданием понятийного аппарата системного анализа в качестве одного из основных инструментальных средств методологического мышления и деятельности. Если до этого методологическое движение мыслилось в основном как направление в контексте научно-познавательной деятельности (методология науки), то здесь впервые методология трактовалась как «теория человеческой деятельности», предмет которой «принципиально отличен от предмета всех других конкретных наук; это — деятельность познания, мышление, или, если говорить более точно, вся деятельность человечества, включая сюда не только собственно познание, но и производство». С одной стороны для методологии как теории деятельности наиболее важным вопросом становилась разработка самого представления о деятельности, её модельных схем, а с другой — развитые в рамках методологии системно-структурные представления и методы анализа становились затем непременным условием и средствами решения всех других проблем, гарантируя определённый теоретико-методологический уровень их постановки и решения. Создаваемая в рамках ММК теория деятельности — методологическая концепция деятельности, охватывающая всю область «методологической действительности», — должна была, по мысли Щедровицкого и его единомышленников, обеспечить возможность прогнозирования и управления развитием разных форм социально значимой деятельности. В этом своём качестве «наука о деятельности» рассматривалась как метаметодологическая дисциплина, последнее основание всякой методологической работы. В 1964 году Г. П. Щедровицкий успешно защищает кандидатскую диссертацию по философии по теме «Языковое мышление и методы его анализа», работу над которой он начал сразу после окончания университета. После защиты диссертации ему была присуждена учёная степень кандидата философских наук. В 1965 году Г. П. Щедровицкий переходит на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) при Государственном комитете по науке и технике (ГКНТ СССР), где с августа 1965 по март 1969 года в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологии дизайна, разрабатывающей базовые понятия теории деятельности, исследующей особенности проектного мышления и проектной деятельности, развивающей методы исторического и историко-критического анализа. В программно-теоретических работах этого периода, выполненных, в основном, совместно с О. И. Генисаретским, дизайн рассматривался в качестве «сферы» социальной деятельности и социального института. Предполагалось, что развитие дизайна должно управляться теорией дизайна, построенной по типу теорий научного знания и, наконец, что средством построения теории дизайна должна и может быть методология. В соответствии с этой программой была развёрнута система взглядов на дизайнерскую деятельность как на тотальное и обособляющееся проектирование, нацеленное в идеале на создание эстетически завершённой и функционально полной предметной среды жизни общества; при этом концепция тотального проектирования перерастала в концепцию социального проектирования. Наряду с этим разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план всё больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений: дизайнерского, системного, кибернетического, организационно-управленческого. Достижения этого периода были частично опубликованы, хотя и со значительным опозданием. В частности, в 1975 году вышел сборник статей участников методологического семинара «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)». Статья Щедровицкого из этого сборника [Г. П. Щедровицкий. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). — М., 1975] на длительное время стала наиболее полным и развёрнутым (из опубликованного) изложением идей методологии и системо-деятельностного подхода. В эти же годы продолжается цикл проводимых в ММК лингво-семиотических исследований, в которых семиотические проблемы ставятся и обсуждаются с междисциплинарной точки зрения — сопоставляются представления о знаках, развиваемые в психологии и логике, социологии и лингвистике [Щедровицкий Г. П., Садовский В. Н. К характеристике основных направлений исследования знака в логике; психологии и языкознании. Сообщения В В феврале 1968 года в Москве проходил судебный процесс по делу диссидентов А. И. Гинзбурга и Ю. Т. Галанскова. Г. П. Щедровицкий поставил свою подпись под коллективным письмом деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняемых. Репрессивная политика властей в отношении «подписантов» была простой — партийные были исключены из партии, беспартийные уволены с работы. Поэтому в августе того же года Щедровицкий был исключён из рядов КПСС (куда он вступил в 1956 году) «за действия, использованные во вред партии и страны» [см. Внесудебные политические репрессии 1968 года. // Хроника текущих событий. — Выпуск 2, 30 июня 1968 года], а в следующем году стал объектом критики в «Реплике» заместителя главного редактора «Правды» В. Г. Афанасьева за перепечатанный «Литературной газетой» отрывок из его выступления о том, что до формирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные [Г. П. Щедровицкий. Данные науки или самообман? // Литературная газета, 5 февраля 1969 года], после чего в марте 1969 года был уволен из ВНИИТЭ «по сокращению штатов». В последующие 20 лет он вынужден был сменить семь мест работы. В 1969 году при содействии друзей и знакомых Г. П. Щедровицкому удаётся устроиться на работу в Центральную учебно-экспериментальную студию союза художников СССР, и он работает в ней до 1974 года, сначала методистом, а затем руководителем. В этот период он продолжает разработку проблем семиотики, герменевтики, исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, продолжает разработку системно-структурной методологии. Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Щедровицкий также уделяет большое внимание методологии социологии и перспективам её развития. К концу В В эти же годы особое внимание уделяется проблематике системо-деятельностного подхода и его категориальным средствам. С точки зрения Г. П. Щедровицкого, в основании нового, методологического представления о системе лежат не «структура», не «материальные элементы», а «процесс», определяющий лицо объекта и конституирующий его целостность. Категория процесса задаёт здесь первый слой представления любого объекта как системы. Этой категории противопоставляется категория «материала», в котором те или иные процессы реализуются. Противопоставление «процесс — материал» и абстрагирование процессов от материала дополняются обратной процедурой «наложения» процессов на материал. Вводятся и оформляются и другие категории системного подхода: с одной стороны, категории «структуры» и «организованности», с другой — «формы», с третьей — «механизма» и «конструкции». Здесь «структура» — это статическое изображение процесса, а «организованность» — своего рода отпечаток структуры на материале. Так образуются слои любого системного объекта, заданные категориями процесса, структуры, организованности, материала. Наряду с этим Щедровицкий выделяет целый ряд направлений в русле системного движения, описывает соотношения между ними, проводит критический анализ программ и проектов построения «теории систем». Он отстаивает тот взгляд на системное движение и системный подход, в соответствии с которым они имеют смысл только как подразделения и особые организованности методологии и методологического подхода [Г. П. Щедровицкий. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии. — Обнинск, 1974; Г. П. Щедровицкий. Два понятия системы. // Труды XIII Международного Конгресса по истории науки и техники. Т. 1а. — М., 1974; С. Б. Поливанова, Г. П. Щедровицкий. Методологическая организация мышления и деятельности как условие и средство комплексной организации НИР. // Комплексный подход к научному поиску: Проблемы и перспективы. Ч. 2. — Свердловск, 1979]. Объединяет этот класс разработок общая схема организации системно-структурной методологии, включающая четыре слоя деятельности, каждый из которых В октябре 1974 года Г. П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК) старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведёт курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 года он также организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)». Он становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуро-системных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта, проведшей за три года пять всесоюзных совещаний по проблемам системо-деятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы он руководит (совместно с Л. Н. Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе и реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов, организованной Министерством высшего и среднего специального образования СССР. В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. В Вместе с тем, успехи концепции ОДИ вскоре сменились проблемами. Хотя создание и практика ОДИ были обусловлены и развитым арсеналом концептуальных средств методологии и опытом многолетнего руководства методологическим семинаром, новая, игровая действительность оказалась настолько сложной (как в содержательном, социокультурном, так и в пространственно-временном отношении), что отрефлектировать и описать её общезначимым образом с помощью существовавших средств было невозможно. Потребовались иные теоретические средства, понятия и язык (вплоть до нового самоназвания — «системо-мыследеятельностная методология», или «СМД-методология»), интеллектуальные и организационно-практические технологии, игротехники и психотехники. К тому же ряд ведущих методологов отказались следовать общим методологическим нормам и сценариям игр, которые вначале задавал или утверждал сам Г. П. Щедровицкий. В итоге было признано право участников игр и семинаров на свою точку зрения, которая затем, однако, должна была вводиться в общее поле коммуникации и там совместно прорабатываться. Интеллектуальные продукты осмысления опыта ОДИ представлены Г. П. Щедровицким в ряде работ этого периода [Г. П. Щедровицкий. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. — М., 1983; Г. П. Щедровицкий. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание. // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1986. — М., 1987]. В них Щедровицкий: 1) разрабатывает представление об ОДИ как о многофокусной организационно-технической системе, имитирующей реальную социокультурную ситуацию и включающей по меньшей мере три фокуса управления ей — методологический, исследовательский и игротехнический, находящиеся в конкурентных отношениях между собой; 2) вводит представления о различных «пространствах» в схеме мыследеятельности — мыслительном, мыслительно-коммуникационном и мыследействования; 3) осуществляет организационно-практический и организационно-технический синтез разных видов мыследеятельности — программирования и проблематизации, организации и коммуникации, и так далее — как составляющих комплексной и системной формы организации коллективной мыследеятельности. В декабре 1983 года в связи с решением Президиума Академии педагогических наук СССР (АПН СССР) о закрытии всех исследований, связанных с психологией организационно-управленческой деятельности, Г. П. Щедровицкий переходит в Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования и инженерных изысканий (ЦНИИпроект) при Госстрое СССР, где работает старшим научным сотрудником в отделе методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 году был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и Научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР (ПНИИИИС). Одновременно он ведёт межвузовский семинар по системному подходу в геологии в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина. Покинув ПНИИИИС и несколько месяцев проработав в Научно-исследовательском институте экономики и управления АПН СССР, с декабря 1988 по апрель 1992 года Щедровицкий заведовал лабораторией организации проектно-строительного дела Всесоюзного Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ). Изменившаяся во второй половине Последним местом работы Г. П. Щедровицкого была Международная Академия бизнеса и банковского дела в Тольятти (в настоящее время — Тольяттинская Академия управления), где он с 1992 по 1994 год руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта. Г. П. Щедровицкий ушёл из жизни 3 февраля 1994 года на своей даче в Болшево в возрасте 64 лет. С уходом его из жизни ММК прекратил своё существование, а методологически ориентированные группы его участников разделились на отдельные школы, направления и проекты. На основе идей, концепций и разработок Щедровицкого и его единомышленников, а также результатов их деятельности, в России сложилось философско-методологическое движение. В его рамках публикуются работы из архива Щедровицкого, проводятся ежегодные «Чтения», посвящённые его памяти, отдельные методологические семинары и тематические дискуссии, ведётся аналитическая и проектная деятельность. Круг интересов и размах научного творчества Г. П. Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогика и логика, теория деятельности и методология исследований и разработок, философия науки и техники, проектирования и организации, психология и социология, языкознание и семиотика. Оставленное им научное наследие включает множество текстов — отдельные статьи и монографические исследования, курсы лекций, прочитанные им в разные годы, материалы многолетних дискуссий, докладов и обсуждений, проходивших в течение трёх десятков лет в ММК, рукописи начатых и незавершённых работ, автобиографические материалы и другие работы. На сегодняшний день из всего этого обширного наследия опубликовано свыше 30 книг, в которых воспроизводятся как прижизненные публикации Щедровицкого, так и ранее неизвестные широкой аудитории тексты, а также стенограммы докладов, лекций и публичных выступлений. |
|
Библиография |
|
Справочная и биографическая информация: |
|
|
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Георгий Петрович Щедровицкий
Тексты |
---|
Книги и статьи: |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Система педагогических исследований 05.09.2013 Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. В сборнике: «Педагогика и логика». — М., 1993. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Программирование научных исследований и разработок 10.08.2013 Щедровицкий Г. П. Программирование научных исследований и разработок. Типология ситуаций проведения изысканий. Т. 1–2. — М., 1999. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Философия. Наука. Методология 06.03.2011 Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология. Редакторы-составители: А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. — М., 1997. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Избранные труды 20.02.2011 Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М., 1994. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Деятельность, Поведение, Жизнь 05.06.2009 Щедровицкий Г. П. Деятельность, Поведение, Жизнь. Публикуемый текст представляет собой запись доклада и обсуждения, которое состоялось 22 июня 1982 года. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Путеводитель по методологии организации, руководства и управления 20.08.2008 Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. Хрестоматия. — М., 2003. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Смысл и понимание 03.09.2006 Щедровицкий Г. П. Смысл и понимание. Вопросы психологии и методики обучения. Выпуск 4. Межвузовский сборник. — Горький, 1976. |
Доклады и лекции: |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Начала системно-структурного исследования взаимоотношений людей в малых группах. Цикл лекций 08.09.2013 Щедровицкий Г. П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений людей в малых группах. Цикл лекций. // Из архива Г. П. Щедровицкого. — Т. 3. — М., 1999. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Психология и методология. Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий 05.06.2009 Щедровицкий Г. П. , et al. Психология и методология. Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий, 1980. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 2. Выпуск 1. Редакторы-составители: Г. А. Давыдова, А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский. Л. П. Щедровицкий. — М., 2004. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Процессы и структуры в мышлении. Цикл лекций 28.07.2008 Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении. Цикл лекций. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 6. — М., 2003. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Знаки и деятельность 22.05.2008 Щедровицкий Г. П. Знаки и деятельность. — М., 2004. |
Георгий Петрович Щедровицкий:
Рефлексия в деятельности 07.06.2007 Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности. Доклад на совместных заседаниях системно-структурного семинара и семинара по исследованию рефлексивных процессов. — 5 и 12 января 1972 года. |