Фридрих Август фон Хайек (Friedrich August von Hayek; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Фридрих Август фон Хайек (Friedrich August von Hayek). |
Дата и место рождения: | 8 мая 1899 года. Вена, Австро-Венгрия. |
Дата и место смерти: | 23 марта 1992 года. Фрайбург, Германия. |
Гражданство: | Австрия Великобритания |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Экономика |
Область интересов: |
|
Текст статьи: © В. А. Эдельман. А. А. Баканов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Фридрих Август фон Хайек родился 8 мая 1899 года в Вене, Австрия. В 1917 году, после окончания школы, был призван в австрийскую армию и участвовал в Первой мировой войне. С 1918 года учился в Венском университете, где изучал право, экономику, философию и психологию, а позже специализировался в области экономики, в частности под руководством профессора Ф. фон Визера и Л. фон Мизеса. Доктор права (1921) и доктор экономических наук (1923). После защиты докторской диссертации провёл год в США в качестве исследователя-ассистента в Ф. А. Хайек был последовательным сторонником экономического и политического либерализма в его классическом понимании, в основе которого лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. На протяжении всей своей научной деятельности он выступал против государственного вмешательства в экономику и считал свободный рынок наиболее совершенным механизмом координации хозяйственной деятельности, будучи принципиальным оппонентом трёх наиболее влиятельных антилиберальных экономико-политических проектов XX века — социализма, кейнсианства и социального государства, или так называемого «государства всеобщего благоденствия». В В 1944 году Ф. А. Хайек опубликовал работу «Дорога к рабству» («The Road to Serfdom», 1944). ставшую одним из признанных манифестов в защиту свободного общества. Книга многократно переиздавалась и была переведена на многие языки. В ней Хайек даёт критический анализ идей коллективизма и проектов социализма, указывая на принципиальную неосуществимость целей, провозглашаемых их приверженцами, и невыполнимость программ, предлагаемых для реализации этих целей, а также доказывая, что следование коллективистским идеям и основанным на них социалистическим моделям планового общественного устройства в конечном счёте приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. По прошествии многочисленных дискуссий, вызванных публикацией этой книги, Хайек стал уделять социальной и политической философии не меньше внимания, чем экономическим исследованиям. Систематической разработке различных аспектов философии либерализма посвящены его труды «Индивидуализм и экономический порядок» («Individualism and Economic Order», 1948). «Основной закон свободы» («The Constitution of Liberty», 1960) и трёхтомная работа «Право, законодательство и свобода» («Law, Legislation and Liberty», 1973, 1976, 1979). Среди работ Ф. А. Хайека по истории социальных идей наиболее важна «Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом» («The Counter-Revolution of Science: Studies on the Abuse of Reason», 1952). Этим названием Хайек обозначает комплекс социально-конструктивистских и холистских идей, имевших пагубные последствия для понимания проблематики свободы человека и природы общества. Их истоки Хайек усматривает в деятельности А. С точки зрения Хайека, последовательное осуществление социалистических принципов централизованного планирования жизни общества неизбежно приводит к тоталитаризму. Поскольку любое планирование предполагает жёсткую иерархию чётко определяемых целей, установление его применительно к социуму требует недостижимой в реальности степени общественного согласия. Поэтому такое планирование обязательно сопровождается применением государством различных мер ограничительно-принудительного характера и контролем над их реализацией, а в перспективе ликвидацией правового порядка и проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принципу «невидимой руки» А. Смита, выдвинутому им в широко известной работе 1776 года «Богатство народов» («An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations», 1776). отдельный индивид, стремясь к получению собственной выгоды, естественным образом способствует общественному благу, чаще всего даже не подразумевая такой цели, то в данном случае всё происходит наоборот: государство, стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивидов. По Хайеку, тоталитаризм является неизбежным следствием попытки переноса на общество принципов, по которым функционируют так называемые «сознательно установленные порядки», под которыми понимаются организации «инженерного» типа, изначально создаваемые с заранее определённой целью согласно соответствующему плану (примерами таких «сознательно установленных порядков» могут служить армии в государстве или фабрики в экономике). Однако развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия «спонтанных порядков» — социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся в обществе самопроизвольно и не поддающихся координации из единого центра (типичные примеры подобных «спонтанных порядков» — язык, рынок, мораль). Координация деятельности индивидов в рамках «спонтанных порядков» осуществляется путём соблюдения универсальных правил поведения с одновременным предоставлением индивиду определённой сферы автономии. Гарантиями такой автономии, позволяющей использовать «рассеянное знание» — многообразие знаний и навыков отдельных людей — являются институты частной собственности и предпринимательства, политическая и интеллектуальная свобода, верховенство права. Широкое распространение этих институтов, согласно Хайеку, стало результатом «… эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им». Особое место в этом спонтанно складывающемся порядке человеческого существования занимает рынок. Его Хайек рассматривает как наиболее адекватный механизм координации действий множества людей, вовлечённых в хозяйственную жизнь, и одновременно как инструмент обмена знаниями. Каждый участник хозяйственной деятельности в своих действиях и решениях использует разрозненные, фрагментарные, индивидуальные и конкретно-субъективные сведения экономического характера. Именно эту распылённую по множеству индивидов информацию Хайек называет «рассеянным знанием», причём рассеянность этого знания представляет собой его сущностную характеристику, и его невозможно «собрать вместе и вручить» государственной власти, вменив ей в обязанность создание «продуманного порядка». Наибольших успехов достигает та система, которая наиболее полно использует эти рассеянные в обществе знания. Именно в их эффективном использовании и состоит главное преимущество рыночной экономики перед другими способами общественно-хозяйственной деятельности. Рынок, по Хайеку, координирует действия участников путём выработки соответствующих сигналов — рыночных цен, которые и сообщают агентам нужную им для принятия решений информацию. Другим важным инструментом рынка является конкуренция, которая также служит своеобразным когнитивным механизмом: отбирая лучшие индивидуальные решения участников, она выступает для общества в целом процедурой открытия нового знания, Хайек столь высоко оценивает этот механизм, что проводит далеко идущую аналогию между рыночной конкуренцией и процессом научного открытия. Таким образом, он противопоставляет рационалистически-конструктивистскому взгляду на общество представление о том, что порядок социальной жизни не является продуктом чьего-либо разума или установления, а есть результат стихийной эволюции и не может быть охвачен какой-либо рациональной схемой или планом, и вместе с тем он более эффективен и универсален, чем любая искусственно создаваемая социальная система. Опираясь на эти идеи, Хайек трактует экономическую науку как «метатеорию» — теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно могут использоваться ресурсы и средства для достижения экономических целей. С |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Переводы на русский язык: |
|
|
|
Фридрих Август фон Хайек
Тексты |
---|
Фридрих Август фон Хайек:
Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом 21.04.2012 Хайек Ф. А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. / Перевод на русский язык: Е. И. Николаенко. — М., 2003. |
Фридрих Август фон Хайек:
Индивидуализм и экономический порядок 20.04.2012 Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. / Перевод на русский язык. — М., 2000. |
Фридрих Август фон Хайек:
Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма 19.04.2012 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. / Перевод на русский язык: Елена Осинова. — М., 1992. |