Герберт Маркузе (Herbert Marcuse; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Герберт Маркузе (Herbert Marcuse). |
Дата и место рождения: | 19 июля 1898 года. Берлин, Германская империя. |
Дата и место смерти: | 29 июля 1979 года. Штарнберг, Бавария, Германия. |
Гражданство: | Германия США |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия |
Область интересов: |
Политика Идеология Общество Культура |
Текст статьи: © А. А. Грицанов. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Герберт Маркузе родился 19 июля 1898 года в Берлине в состоятельной еврейской семье. В годы Первой мировой войны служил в армии, был близок к левым социал-демократам, в 1918 году избран в Совет солдатских депутатов. В С 1930 по Первой радикальной формулировкой философского мировоззрения Г. Маркузе стала работа «Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории» («Reason and revolution: Hegel and the rise of social theory», 1941; русский перевод, 2000), в которой он переосмысливает социальную и политическую философию Г. В. Ф. Гегеля, акцентируя её критический потенциал и прослеживая её связь с Французской революцией XVIII века и с марксизмом. Он приходит к выводу, что ключевым понятием для понимания философии Гегеля служит идея разума, наследуемая от Просвещения через Французскую революцию и воздействующая на движение истории, а исключительная важность гегелевской философии заключается в том, что она, согласно Маркузе, была последней великой попыткой сделать мысль прибежищем разума и свободы. Уже в этой работе последовательно ведётся критика свойственного догматическому марксизму инструменталистского понятия диалектики. Продемонстрировать это Маркузе пытается сначала на основе экзистенциальной аналитики М. Хайдеггера, а затем — опираясь на идеи З. Фрейда. В сочинении «Эрос и цивилизация» («Eros and civilization: a philosophical inquiry to Freud», 1955; русский перевод, 1995) Г. Маркузе даёт социально-критическую интерпретацию основных идей психоанализа З. Фрейда, активно применяя категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (в частности, идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества, определяемого им как «репрессивная цивилизация», подавляющая чувственную и витальную стороны человеческого существования. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, Маркузе признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения Маркузе, конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь «специфически исторической организации человеческого существования». «Влечение к жизни» (Эрос) и «влечение к смерти» (Танатос) несовместимы с «правилами игры» цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос), либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда — покорения природы и на внутренний мир — в ипостаси совести. «Принцип реальности» Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно Маркузе, в настоящее время трансформировался: общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению Маркузе, на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление («прибавочная репрессия»). Принцип реальности эволюционирует в «принцип производительности». При этом достигнутый уровень науки и техники создаёт принципиально новую систему удовлетворения зачастую «ложных» материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по Маркузе, всевозрастающее усиление репрессий в облике всеохватывающей неототалитарной системы общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современного общества западного типа выступило формирование так называемого «одномерного человека» — объекта тотального манипулирования с искусственно привитым ему некритическим восприятием действительности. Указанные идеи Г. Маркузе развивает в своём произведении «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (« Согласно Г. Маркузе, новый тоталитаризм представляет собой не только и не столько политический феномен, сколько свидетельство «катастрофы человеческой сущности». Поскольку, по его мнению, наличные общественные отношения укоренены, исторически и социально, в определённом способе отношения человека к миру, изменение этих отношений требует прежде всего изменения способа человеческого самопереживания и мировидения. Таким образом, подлинная революция должна быть нацелена не только и не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений тоталитарного господства, сколько на радикальную трансформацию сознания, в структурах которого данные отношения закреплены. Отсюда возникает необходимость полного пересмотра отношения человека к миру и к самому себе. Общественные же изменения могут осуществляться, по Маркузе, только через позицию абсолютного отрицания, которую он обозначил как «великий отказ» от доминирующих в общественной системе ценностей, составляющих основу существующего социального порядка. В ходе этого «отказа», по мысли Маркузе, должны сформироваться «новая чувственность» и сложиться «истинные потребности», которые приведут к спонтанному возникновению новых типов рациональности, новых общественных проектов и новых институтов свободы, создающих условия для восстановления человеческой природы как сферы изначальных устремлений. Маркузе критикует также и социально-философские концепции, способствующие стабилизации наличного порядка. По его мнению, революционные инициативы в этих условиях становятся уделом уже не рабочего класса, полностью включённого в эту систему и по большей части состоящего из «одномерных людей», а социальных аутсайдеров (безработные, эмигранты, выходцы из стран «третьего мира», национальные меньшинства и так далее) совместно с радикальной интеллигенцией и представителями контркультуры. Эти мотивы находят у Маркузе дальнейшую разработку в работах «Репрессивная толерантность» («Repressive tolerance», 1965) и «Эссе об освобождении» («Essay on liberation», 1968), а также в сборнике «Контрреволюция и восстание» («Counterrevolution and revolt», 1972). В Последние годы своей жизни Г. Маркузе посвятил преподаванию и чтению лекций по всему миру. В 1978 году он опубликовал свою последнюю работу «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» («The aesthetic dimension: toward a critique of Marxist aesthetics», 1978) о роли искусства, где отстаивая освободительную миссию искусства, видел её не в идеологической направленности, как в своих более ранних работах, а в эстетическом опыте воображения, запечатлённом в произведениях «высокой» классики и авангарда, независимом от повседневной реальности «репрессивного» общества и противостоящем ей. Ушёл из жизни 29 июля 1979 года в возрасте 81 года в Штарнберге во время визита в Германию по приглашению теоретика Франкфуртской школы второго поколения Ю. Хабермаса. |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Переводы на русский язык: |
|
|
|
Герберт Маркузе
Тексты |
---|
Герберт Маркузе:
Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества 10.06.2012 Herbert Marcuse. One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society, 1964. // Герберт Маркузе: Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. / Перевод на русский язык: А. Юдин. — М., 2003. |