Льюис Мамфорд (Lewis Mumford; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Льюис Мамфорд (Lewis Mumford). |
Дата и место рождения: | 19 октября 1895 года. Флашинг, Нью-Йорк, США. |
Дата и место смерти: | 26 января 1990 года. Амения, штат Нью-Йорк, США. |
Гражданство: | Соединённые Штаты Америки |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Философия История Архитектура Урбанистика |
Область интересов: |
Техника Технологический детерминизм Общество Культура |
Основные идеи и концепции: | Мегамашина. |
Текст статьи: © П. С. Александров. Е. М. Бабосов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Льюис Мамфорд родился 19 октября 1895 года во Флашинге ( Л. Мамфорд относится к представителям негативного технологического детерминизма. Он выступал с критикой чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой, и отвергал, как неверную, точку зрения, придающую орудиям труда центральное место и направляющую функцию в развитии человека. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает Мамфорд, играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек, вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Ещё более важное значение он придаёт происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в социальной организации и эстетическим замыслам их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство всё новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда. В работе «Техника и цивилизация» (Technics and Civilization, 1934) Л. Мамфорд подчёркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от наиболее примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащённый техникой труд. С его точки зрения, контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придаётся возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесённого слова от поколения к поколению, утверждал Мамфорд, стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения. Согласно Мамфорду, человек является существом, главным образом «использующим ум» и «производящим символы», что и соответствует определению Homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке привело, в конце концов, к тому, что инициатива и главная роль от человека, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей человеком. Эта антигуманная тенденция использования техники находит своё концентрированное воплощение, по мнению Мамфорда, в бездушной и безличной мегамашине. Мегамашина — понятие, введённое Л. Мамфордом в работе «Миф машины. Техника и развитие человечества» (The Myth of the Machine. Technics and Human Development, 1967) и используемое для обозначения обезличенной, предельно рационализированной, технократической социальной организации, «сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей». Мамфорд рассматривает иерархические цивилизации как социально-технические мегамашины, где люди функционируют как стандартизированные компоненты, а техника становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию. В отличие от машин доиндустриального и отчасти индустриального общества, являющихся по своему назначению трудосберегающими устройствами, мегамашина стала трудоиспользующим устройством. Она представляет собой невидимую структуру в форме социальной пирамиды, составленной из взаимозаменяемых человеческих элементов, каждому из которых предназначается определённая техническая функция, и все они подчинены бюрократизированной системе управления из единого центра. В свою очередь, технические средства, используемые такой мегамашиной, становятся «мегатехникой», в отличие от «традиционной» техники, используемой ранее в промышленном и аграрном производстве. Отсюда техника перестаёт быть просто инструментом изменения реальности, но сама становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию. В создании и непрерывном усовершенствовании подобных мегамашин он усматривает один из главных проектов индустриально-технологической цивилизации Запада. В своей книге Мамфорд даёт пространную и весьма экстравагантную ретроспекцию этого проекта, начиная с первобытных опытов и заканчивая поздним Возрождением. |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Переводы на русский язык: |
|
|
|
Льюис Мамфорд
Тексты |
---|
Льюис Мамфорд:
Техника и природа человека 28.06.2010 Lewis Mumford: Technics and the Nature of Man. Philosophy and Technology. — NY: Free Press, 1972. // Льюис Мамфорд: Техника и природа человека. — Перевод с английского с сокращениями. / Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей. — М., 1986. С. |
Льюис Мамфорд:
Миф машины. Техника и развитие человечества 25.06.2010 Lewis Mumford: The Myth of the Machine. Technics and Human Development. 1967. // Льюис Мамфорд: Миф машины. Техника и развитие человечества. — Перевод с английского: Т. Азаркович, Б. Скуратов (1 глава). — М., 2001. |