Льюис Мамфорд

Биография • деятельность • произведения

Льюис Мамфорд Льюис Мамфорд (Lewis Mumford; 1895–1990) — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики. Один из видных представителей негативного технологического детерминизма в социальной философии.

Биография и деятельность

Имя: Льюис Мамфорд (Lewis Mumford).
Дата и место рождения: 19 октября 1895 года. Флашинг, Нью-Йорк, США.
Дата и место смерти: 26 января 1990 года. Амения, штат Нью-Йорк, США.
Деятель­ность: Учёный.
Научная сфера: Философия, История, Архитектура, Урбанистика.
Область интересов: Техника, Технологический детерминизм, Общество, Культура.

Льюис Мамфорд родился 19 октября 1895 года во Флашинге (Нью-Йорк, США) и учился в Нью-Йоркском Городском колледже, в Колумбийском и Нью-Йоркском Университетах, а также в Новой Школе общественных исследований в Нью-Йорке. Был редактором нескольких изданий, в том числе — «Социологического обозрения» и ежегодной антологии американских авторов — «Американского каравана». В 1955 году был избран в Американскую Академию искусств и словесности. В 1964 году получил президентскую «Медаль свободы», а в 1975 году был назначен почётным командором ордена Британской империи. Ушёл из жизни 26 января 1990 года в своём доме в Амении, штат Нью-Йорк, в возрасте 94 лет. Среди многочисленных его трудов особо выделяются: «Культура городов» (1938), «Положение человека» (1944), «Город в истории» (1961), «Миф машины» (1967), «Толкования и предсказания» (1973) и «Зарисовки с натуры» (1982).

Л. Мамфорд относится к представителям негативного технологического детерминизма. Он выступал с критикой чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой, и отвергал, как неверную, точку зрения, придающую орудиям труда центральное место и направляющую функцию в развитии человека. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает Мамфорд, играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек, вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Ещё более важное значение он придаёт происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в социальной организации и эстетическим замыслам их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство всё новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда.

В работе «Техника и цивилизация» (Technics and Civilization, 1934) Л. Мамфорд подчёркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от наиболее примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащённый техникой труд. С его точки зрения, контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придаётся возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесённого слова от поколения к поколению, утверждал Мамфорд, стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения. Согласно Мамфорду, человек является существом, главным образом «использующим ум» и «производящим символы», что и соответствует определению Homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке привело, в конце концов, к тому, что инициатива и главная роль от человека, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей человеком. Эта антигуманная тенденция использования техники находит своё концентрированное воплощение, по мнению Мамфорда, в бездушной и безличной мегамашине.

Мегамашина — понятие, введённое Л. Мамфордом в работе «Миф машины. Техника и развитие человечества» (The Myth of the Machine. Technics and Human Development, 1967) и используемое для обозначения обезличенной, предельно рационализированной, технократической социальной организации, «сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей». Мамфорд рассматривает иерархические цивилизации как социально-технические мегамашины, где люди функционируют как стандартизированные компоненты, а техника становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию. В отличие от машин доиндустриального и отчасти индустриального общества, являющихся по своему назначению трудосберегающими устройствами, мегамашина стала трудоиспользующим устройством. Она представляет собой невидимую структуру в форме социальной пирамиды, составленной из взаимозаменяемых человеческих элементов, каждому из которых предназначается определённая техническая функция, и все они подчинены бюрократизированной системе управления из единого центра. В свою очередь, технические средства, используемые такой мегамашиной, становятся «мегатехникой», в отличие от «традиционной» техники, используемой ранее в промышленном и аграрном производстве. Отсюда техника перестаёт быть просто инструментом изменения реальности, но сама становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию. В создании и непрерывном усовершенствовании подобных мегамашин он усматривает один из главных проектов индустриально-технологической цивилизации Запада. В своей книге Мамфорд даёт пространную и весьма экстравагантную ретроспекцию этого проекта, начиная с первобытных опытов и заканчивая поздним Возрождением.

Библиография

Издания и публикации:

  • Lewis Mumford: The Story of Utopias, 1922.
  • Lewis Mumford: Sticks and Stones, 1924.
  • Lewis Mumford: Architecture. — In: "Reading With a Purpose" series, 1926.
  • Lewis Mumford: The Golden Day, 1926.
  • Lewis Mumford: Herman Melville: A Study of His Life and Vision, 1929.
  • Lewis Mumford: The Brown Decades: A Study of the Arts in America (1865–1895), 1931.
  • Lewis Mumford: Technics and Civilization. «Renewal of Life» series, 1934.
  • Lewis Mumford: The Culture of Cities. «Renewal of Life» series, 1938.
  • Lewis Mumford: Faith for Living, 1940.
  • Lewis Mumford: The South in Architecture, 1941.
  • Lewis Mumford: The Condition of Man. «Renewal of Life» series, 1944.
  • Lewis Mumford: City Development, 1945.
  • Lewis Mumford: Values for Survival, 1946.
  • Lewis Mumford: The Conduct of Life. «Renewal of Life» series, 1951.
  • Lewis Mumford: Art and Technics, 1952.
  • Lewis Mumford: In the Name of Sanity, 1954.
  • Lewis Mumford: The Transformations of Man, 1956.
  • Lewis Mumford: The City in History, 1961.
  • Lewis Mumford: The Highway and the City (essay collection), 1963.
  • Lewis Mumford: The Myth of the Machine, 1967.
  • Lewis Mumford: The Urban Prospect (essay collection), 1968.
  • Lewis Mumford: My Work and Days: A Personal Chronicle, 1979.
  • Lewis Mumford: Sketches from Life: The Autobiography of Lewis Mumford, 1982.
  • Lewis Mumford: The Lewis Mumford Reader (ed. Donald L. Miller), 1986.

Переводы на русский язык:

  • Льюис Мамфорд: Техника и природа человека. // Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей. — М., 1986.
  • Льюис Мамфорд: Миф машины. Техника и развитие человечества. — М., 2001.
Выходные сведения:  — Льюис Мамфорд. / Гуманитарная энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/personnels/lewis-mamford
Текст статьи: © А. В. Александров. Е. М. Бабосов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев.