Александр Александрович Зиновьев ( |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Александр Александрович Зиновьев. |
Дата и место рождения: | 29 октября 1922 года. Пахтино, Чухломской район Костромской области, Россия. |
Дата и место смерти: | 10 мая 2006 года. Москва, Россия. |
Гражданство: | Россия |
Деятельность: |
Учёный Писатель |
Научная сфера: | Философия |
Специализация: |
Логика Социальная философия Политическая философия |
Текст статьи: © А. Ю. Бабайцев. А. А. Гусейнов. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 25.11.2024. | |
БиографияАлександр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области РСФСР в многодетной крестьянской семье. В 1939 году окончил школу с золотой медалью и в том же году поступил в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве, откуда вскоре был исключён за выступления против И. В. Сталина. Был арестован, однако из-под следствия сбежал и некоторое время скрывался. В 1940 году пошёл добровольцем в Красную армию, что спасло его от повторного ареста. Участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны в качестве танкиста в танковом полку, а затем лётчика-штурмовика в штурмовом авиационном корпусе. Закончил войну в Берлине в 1945 году в чине старшего лейтенанта, награждён боевыми орденами и медалями. В В 1954 году в рамках серии дискуссий по проблемам логики на философском факультете МГУ Зиновьев вместе с Г. П. Щедровицким, Б. А. Грушиным и М. К. Мамардашвили выступил сооснователем Московского логического кружка (МЛК), ставившего целью построение на новых основаниях теории мышления, «содержательной логики» и гносеологии. В 1960 году защитил докторскую диссертацию по теме «Философские проблемы многозначной логики» и стал профессором. С 1963 по 1969 год — заведующий кафедрой логики философского факультета МГУ. С 1965 по 1976 год — научный сотрудник Института философии Академии наук СССР, член редколлегии журнала «Вопросы философии». Его научный интерес в эти годы сосредоточен на проблемах логики, методологии научного знания, применению средств логики к анализу языка науки. Успехи и мировое признание, которое Зиновьев получил в качестве логика, обернулись для него трудностями в профессиональной работе, осложнили его взаимоотношения с коллегами. Это, вероятно, стало непосредственным толчком, побудившим его изменить тематику, а в В период эмиграции с 1978 по 1999 год Зиновьев жил в Мюнхене (Германия), занимаясь литературной и научной деятельностью, а также публицистикой. На «перестройку» в СССР конца В 1990 году Зиновьев был восстановлен в научных званиях. В июне 1999 года возвратился на постоянное жительство в Россию, в Москву, где преподавал в Литературном институте и на философском факультете МГУ, а также занимался литературной деятельностью, выступал в прессе и публично по вопросам взаимоотношений России и Запада, внутренней и внешней политики России, проблемам общественного устройства, был одним из наиболее основательных критиков так называемого «западнистского сверхобщества» и его влияния на постсоветское социальное устройство России. В 1999 году в Московском гуманитарном университете был создан Исследовательский центр имени Александра Зиновьева. Последние годы жизни Зиновьев занимался логическими и социологическими исследованиями истории и идеологии, а также социально-этической проблематикой. Ушёл из жизни 10 мая 2006 года в Москве. Творчество и деятельностьПо своим взглядам и убеждениям Александр Зиновьев относился к той части советских философов, которые в своих публикациях и выступлениях противостояли догматизму в науке, гуманитарном знании и общественном сознании. Острые философские дискуссии в среде студенчества, профессуры, молодых учёных влияли на общественный климат в стране, формировали систему взглядов и убеждений образованной части советского общества. В творчестве Зиновьева выделяются три самостоятельных периода:
В Советском Союзе философские взгляды Зиновьева находили своё выражение главным образом в рамках логики и методологии науки. В послевоенный период эта область философии оказалась одной из немногих ниш относительно неидеологизированного философского мышления в СССР. Произошло это во-многом именно благодаря Зиновьеву, так как его ранние исследования метода и логики «Капитала», а также сформулированные в ходе этих исследований принципы и программные положения послужили образцом и мотивом развития ряда инициатив и программ в советской философии: содержательно-генетической логики, деятельностного и системного подходов, а также эпистемологии и логики науки в целом. Более поздние работы Зиновьева, выполненные в русле математической логики, до сих пор не нашли адекватной оценки собственно с философской точки зрения, хотя содержат целый ряд оригинальных методологических идей. Следует отметить, что экспликация позднейшей, сформулированной уже в эмиграции, социологической теории Зиновьева обнаруживает методологический фундамент, сформированный в «логический» период. Сам логический период, также как и все его творчество, неоднороден и содержит резкий перелом (осуществившийся во второй половине Основная работа «диалектического» или «содержательного» периода — диссертация «Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» Карла Маркса)» опубликована Институтом философии Российской Академии наук в 2002 году. Наряду с исследованиями Э. В. Ильенкова эта работа и по сей день остаётся одной из лучших экспликаций и реконструкций данного метода. Интересно отметить, что реконструкции Ильенкова и Зиновьева сильно различаются; это позволяет предположить, что на деле речь идёт о трёх разных конструкциях или вариантах метода: самого Маркса, Ильенкова и Зиновьева. «Капитал» считался образцовым и почти каноническим произведением. Его широко цитировали, применяли реализованные в нём схемы и идеологические формулы, однако метод «Капитала» оставался неэксплицированным. Тезис о том, что марксово мышление было революционным или, как стали говорить после работ Т. Куна, задавало иную парадигму мышления, оставался лишь лозунгом и фактом идеологического мышления. Зиновьев одним из первых в советской философии подошёл к «Капиталу» структурно-логически. Он обратил внимание на то, что логика, реализованная Марксом, применима лишь по отношению к объектам особого рода, обладающих структурой так называемого «органического целого» (термин «система» появился позднее). Это, как правило, исторические или социальные объекты, обладающие внутренне дифференцированной и функционализированной структурой, но главное, — обладающие имманентными механизмами развития и эволюции. Считалось, что такого рода объекты не могут быть адекватно описаны формальной логикой и должны изучаться диалектикой. Зиновьев заметил, что традиционная логика действительно не может выразить парадигмальные отличия марксова подхода, и предположил, что причина этого — в игнорировании содержательной и инструментально-операциональной (деятельной) стороны мышления. Логическое состояние диалектики оценивалось Зиновьевым реалистично — она оставалась в основном фактом «политического мышления», «алгеброй революции» и так далее. Из этого родился манифест новой, «содержательной» логики, которая в отличие от логики формальной фиксировала бы не только языковой аспект, но также содержательный (или логико-онтологический) и процедурный, а также связывала бы эти аспекты между собой. Зиновьев сформулировал лишь самые общие программные положения «содержательной» логики:
Впоследствии эта программа Зиновьева повлекла за собой не только разработку содержательно-генетической логики, но и во многом формирование в советской философии логики науки как особого направления и области исследований. В то же время разработка «содержательной» логики не получила официальной поддержки и признания. Кроме того, реализация этой инициативы столкнулась с многочисленными проблемами, внутренними противоречиями и методологическими трудностями. В силу указанных причин Зиновьев был вынужден пересмотреть свои взгляды и исходные положения, а дальнейшие исследования локализовать, главным образом, в рамках математической логики. В 1959 году Зиновьев выступил с критикой программы «содержательной» логики. Её тезисы сводились к следующему:
Сохранив интенцию на разработку логики научного знания, Зиновьев воспользовался развитым аппаратом математической логики, к возможностям которого он адаптировал свои методологические установки — ориентацию на эмпирическое знание и анализ реальных языковых структур, противопоставление содержательных и языковых аспектов, выделение логических средств анализа системных объектов со сложной неоднородной структурой и другие. Такой шаг позволил Зиновьеву довольно быстро получить впечатляющие результаты, среди которых: исчисление высказываний о связях, подходы к применению многозначной логики в логике науки, концепция комплексных определений и комплексной логики. Зиновьев сформировал собственную школу и направление в логике, получившее в своё время определённый резонанс и на Западе. Результаты его логических исследований опубликованы в книгах: «Философские проблемы многозначной логики» (1960, защищена в качестве докторской диссертации); «Логика высказываний и теория вывода» (1962); «Основы научной теории научных знаний» (1967); «Комплексная логика» (1970); «Логика науки» (1972); «Логическая физика» (1972); «Логические правила языка» (1975, совместно с X. Весселем, опубликована на немецком языке). Из шести его монографий по логике, вышедших в Москве в период с 1960 по 1972 год, пять сразу же (с перерывом в Зиновьев считается одним из новаторов жанра социологического романа, который принадлежит одновременно областям науки и литературы. Научные методы, результаты, понятия, утверждения используются в нём как художественные средства, а художественные образы — как средства науки. Произведения этого жанра представляли определённый срез умонастроений советской интеллигенции периода «развитого социализма». Их персонажи ведут бесконечные диалоги на разного рода идеологические и экзистенциальные темы — дают определения и уточняют понятия, сравнивают их реальное и мифологизированное советское значение, пытаются разобраться в сути происходящего и поставить обществу «окончательный диагноз». По своей форме эти романы Зиновьева напоминают мозаику из небольших, замкнутых по смыслу текстов — советских анекдотов, диалогов представителей разных специальностей и социальных позиций, случаев из жизни, рассуждений, а также стихов, куплетов, и так далее. Заслоняемый диалогами и размышлениями персонажей сюжет угадывается с трудом. У обобщённых героев отсутствуют имена и описания внешности, они обозначаются сатирическими псевдонимами-ярлыками. Зиновьев считал, что, поскольку его цель не художественное отображение, а строгая и последовательная аналитика, вполне достаточно раскрыть интеллектуальную позицию героев, не отвлекаясь на такие незначительные детали, как имена, внешность и так далее. Впервые замысел сатирической книги о советской действительности возник у Зиновьева в 1968 году, после событий «Пражской весны» в Чехословакии. Позже, в книге «Исповедь отщепенца» он писал: «Для нас Чехословакия и Польша были не просто социалистическими странами, но странами, так или иначе бунтующими против советского насилия… Мы восприняли разгром пражского восстания как удар по самим себе». В начале Социально-философская концепция советского общества, сконструированная Зиновьевым в духе «социологического реализма», демонстрировала антигуманный, жёстко взаимосвязанный и взаимообусловленный набор характеристик тоталитарной по сути своей цивилизации социализма, в рамках которой государство всецело подчиняет себе и индивида, и любой (даже самый незначительный) человеческий коллектив, полностью элиминируя из общественной жизни автономную личность как таковую. Анализируя в «Зияющих высотах» весьма широкий спектр вопросов, относимых в официальной советской науке Эстетические особенности социологических романов и повестей Зиновьева состоят в следующем: а) сюжетная линия практически отсутствует либо играет ничтожную роль, она заменяется калейдоскопически сменяемыми человеческими ситуациями; б) практически отсутствуют какие-либо описания среды, природы, интерьеров, дизайна событий, всё повествование сосредоточено на непосредственных отношениях персонажей их разговорах и действиях по отношению друг к другу; в) герои произведений — не живые индивиды, а носители определённых социальных функций, часто у них нет собственных имён, а лишь обозначения выполняемых ими ролей («мыслитель», «болтун», «претендент», «брат», «заибан» и так далее); г) люди и ситуации не поддаются однозначной оценке, добро и зло, высокое и низкое, героическое и подлое в них органично соединены между собой. После 1985 года с началом так называемой «перестройки» в Советском Союзе в творчестве Зиновьева появляются новые мотивы. С самого начала он резко отрицательно отнёсся к «перестройке», назвав её «катастройкой». Он охарактеризовал «перестройку» как неадекватный ответ на кризис коммунистического строя, полагая, что ситуация общесистемного кризиса, в которой оказался Советский Союз к середине Работы Зиновьева периода В 2003 году были переизданы социологические повести «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1988), а также поэмы «Евангелие для Ивана» (1984) и «Мой дом — моя чужбина» (1983), в которых наряду с автобиографическим произведением «Исповедь отщепенца» (последнее, дополненное издание 2005 года) излагается этико-нормативная программа Зиновьева, названная им учением о житии, или зиновьйогой. Научный подход к познанию общества, считает Зиновьев, состоит в том, чтобы относиться к нему с такой же объективностью и беспристрастностью, с какой зоолог изучает муравейник, не предлагая никаких проектов его более разумного устроения. Усовершенствование общества в том смысле, в каком это предлагалось марксизмом и иными идеологиями и утопиями, невозможно в принципе. С обществом, с его жестокими законами социальности человек ничего не может сделать (под законами социальности Зиновьев понимает законы функционирования больших масс людей, следование которым является необходимым условием деятельности индивидов в качестве социальных субъектов, то есть членов социальных объединений). Это, по Зиновьеву, не значит, что он не может ничего сделать со своей жизнью; может, но только в той мере, в какой восстаёт против социальности. В пространстве социальности нет места для человеческой свободы и морали; последние возникли, Последним произведением, которое Зиновьев завершил за несколько недель до кончины, стала вышедшая уже посмертно книга «Фактор понимания» (2006), в которой он суммирует свои идеи, а также излагает своё мировоззрение в единстве философско-методологических, логических, социологических и этических аспектов. Оставленное Зиновьевым творческое и научное наследие включает множество текстов и до настоящего времени нет полного собрания его сочинений, а многие статьи, лекции, доклады, интервью не учтены в библиографических сводках. Творчеству Зиновьева посвящён ряд монографий и коллективных трудов, множество аналитических статей, рецензий, хотя в целом систематическое и глубокое его изучение остаётся делом будущего. |
|
Библиография |
|
Социальные исследования: |
|
|
|
Логические исследования: |
|
Публикации на русском языке:
Публикации на других языках:
|
|
Александр Александрович Зиновьев
Тексты |
---|
Книги и статьи: |
Александр Александрович Зиновьев:
Логическая социология 19.03.2012 Зиновьев А. А. Логическая социология. — М., 2002. |
Александр Александрович Зиновьев:
На пути к сверхобществу 16.02.2010 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. — М., 2000. |
Александр Александрович Зиновьев:
Идеология партии будущего 15.02.2010 Зиновьев А. А. Идеология партии будущего. — М., 2003. |
Александр Александрович Зиновьев:
Западноевропейская цивилизация находится в серьёзной опасности 29.08.2007 Зиновьев А. А. Западноевропейская цивилизация находится в серьёзной опасности. // «Литературная газета». — 10.03.2006. |
Александр Александрович Зиновьев:
Глобальное человечество: сценарии для России 25.08.2006 Зиновьев А. А. Глобальное человечество: сценарии для России, 2004. |
Александр Александрович Зиновьев:
Идеологическая глобализация 22.08.2006 Зиновьев А. А. Идеологическая глобализация. // «Независимая газета». — 26.02.2002. |
Интервью и лекции: |
Александр Александрович Зиновьев:
Интервью испанскому историку Антонио Фернандесу Ортису 02.09.2009 Интервью Александра Александровича Зиновьева Антонио Фернандесу Ортису. |
Александр Александрович Зиновьев:
Берлинское интервью 29.10.2008 Интервью Александра Александровича Зиновьева. // Берлин, 1999 год. |
Александр Александрович Зиновьев:
Интервью газете «Завтра» 28.01.2008 Интервью Александра Александровича Зиновьева. // Газета «Завтра». — № 20 (652), 17.05.2006. |
Александр Александрович Зиновьев:
Я мечтаю о новом человеке. Интервью 10.12.2007 Интервью Александра Александровича Зиновьева. // Еженедельник «Российские вести». — 29.03.2006. |
Александр Александрович Зиновьев:
Россия американизируется быстрее Западной Европы. Интервью 05.02.2007 Интервью Александра Александровича Зиновьева, 2002. |
Александр Александрович Зиновьев:
Сверхобщество и процесс глобализации. Интервью 05.02.2007 Интервью Александра Александровича Зиновьева, 2002. |
Александр Александрович Зиновьев:
Масс-медиа — это Ватиканы современного мира. Интервью 18.10.2006 Интервью Александра Александровича Зиновьева интернет-изданию Washington ProFile. — 28.01.2005. |
Александр Александрович Зиновьев:
Постсоветизм. Лекция 04.09.2006 Постсоветизм. Публичная лекция Александра Зиновьева, прочитанная 16 сентября 2005 года. |
Александр Александрович Зиновьев:
Современная социальная система России — это «рогатый заяц». Интервью 30.08.2006 Интервью Александра Александровича Зиновьева. // Газета «Московская правда». — № 174, 2002. |
Александр Александрович Зиновьев:
Интервью «Независимой газете» 28.08.2006 Интервью Александра Александровича Зиновьева. // «Независимая газета». — 30.11.2000. |