Роберт Белла родился 23 февраля 1927 года в Алтусе (штат Оклахома, США). Учился в Гарвардском университете, который закончил с отличием в 1950 году. Получил степень доктора философии по социологии в 1955 году. С 1957 года — профессор Гарвардского университета, с 1967 года — Калифорнийского университета в Беркли. Ушёл из жизни 30 июля 2013 года в Беркли, штат Калифорния, США.
Основные труды Белла посвящены проблемам социологии религии. В 1960-е годы он активно занимался изучением восточных религий (Китай, Япония), в частности продолжая традиции М. Вебера, пытался определить роль этих религий в процессе индустриализации и модернизации общества. Отталкиваясь от идеи Т. Парсонса о структурной дифференциации социальных институтов, Белла разработал схему эволюции религии, выделив пять основных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего «степенью дифференциации религиозных символов». «Примитивная религия» (первый этап) характерна для первобытного общества. Этой религии свойственно мифологическое нерасчленённое сознание, в котором естественное ещё не отделилось от сакрального. «Архаическую религию» (второй этап) отличает большая систематизация и дифференциация религиозного сознания и культа. «Исторические религии» (третий этап) уже чётко противопоставляют сферу мирского и священного. К историческим религиям Белла относит иудаизм, христианство, ислам. «Раннесовременная религия» (четвёртый этап), получившая наиболее яркое выражение в протестантизме, «представляет собой определённый сдвиг в сторону потустороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия. Спасения теперь надлежит искать не в той или иной сфере ухода от мира, а в гуще мирской деятельности». Современный (пятый) этап эволюции религии характеризуется, по мнению Белла, религиозным плюрализмом. Религиозность всё более индивидуализируется, выбор тех или иных религиозных символов и представлений становится актом свободного решения каждого члена общества. Именно этот процесс индивидуализации религии трактуется Беллой как процесс секуляризации.
Среди трудов Белла наибольшую известность получила концепция «гражданской религии» в Америке, разработанная им во второй половине 1960-х годов. Белла полагает, что с момента возникновения Соединённых Штатов в этой стране сформировалась своего рода религия, которая объединяет всё население, независимо от конфессиональной принадлежности его представителей. Основными её признаками Белла считает веру в Бога, в загробную жизнь, терпимость к любым религиозным учениям, а также веру в то, что американская нация «призвана Богом выполнить особую историческую миссию». Эта «гражданская религия» существует наряду с христианскими конфессиями и иудаизмом, выполняет задачу «укрепления национальной солидарности» и утверждения общенациональных ценностей. Её проявлениями Белла считает традиционные упоминания о Боге в государственных актах (например, в речах президентов, вступающих в должность, а также в некоторых официальных праздниках и ритуалах). Вопрос о гражданской религии применительно к американской современности рассматривается в книге Беллы «Разрушенный Завет: Американская гражданская религия в период испытаний» (The Broken Covenant: American Civil Religion in Time of Trial, 1975). В ней даётся исторический очерк развития духовной жизни в США, начиная с их образования. Автор критикует типичный для современного американского общества процесс эрозии традиционных духовных ценностей, вызванный, по его мнению, погоней за прибылью вне каких бы то ни было нравственных и духовных идеалов. Посвящая особую главу идеям социализма, Белла утверждает, что для них нет почвы в современном американском обществе. Нравственное и духовное возрождение американской нации он связывает с «религиозным пробуждением», при этом религии отводится главная роль в сохранении этических ценностей и идеалов.
|